Ректор Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина в столице Акылбек Куришбаев заявил, что низкий уровень образования и науки тормозит сельское хозяйство в Казахстане, сообщает КазАгентство.
«Это очень важный вопрос. Вы как специалисты хорошо знаете. Почему наше сельское хозяйство не развивается должным образом? Потому что основа этой отрасли – образование и наука – находится на очень низком уровне», — начал свое выступление Акылбек Куришбаев на заседании Комитета Мажилиса Парламента по аграрным вопросам по вопросам интеграции аграрной науки, образования и производства.
В своем выступлении ректор университета затронул вопрос кадрового научного потенциала в Северном Казахстане.
«Там, в флагмане нашей аграрной отрасли – зерновом хозяйстве – осталось всего 3 селекционера. В институте растениеводства Карагандинской области тоже всего 1 селекционер. И тот пенсионер – 75 лет. В опытной станции Северо-Казахстанской области селекционеров нет. Все ушли. Мы сейчас на грани пропасти в этом плане. Если так пойдет дальше, то на 10 млн гектаров территории Северного Казахстана некому будет готовить сорта», — сказал он.
Акылбек Куришбаев отмечает, что, тем не менее, на юге страны ситуация в этом плане несколько лучше. Но на севере дефицит аграрных ученых усугубляется.
«Я сейчас не поддаюсь пустым эмоциям. Позвольте мне рассказать, как этот дефицит влияет на продуктивность сельского хозяйства. Как вы знаете, 40 процентов урожайности зерновых зависит от семян. Например, в Канаде за 15 лет урожайность зерновых увеличилась на 29 процентов, в России – на 31 процент, в Австралии – на 38 процентов, а у нас – всего на 14 процентов. И это благодаря нашим ведущим хозяйствам. А большинство фермерских хозяйств остановились на месте», — говорит он.
Акылбек Куришбаев рассказал, как решается данная проблема в мире. По его словам, проблема может быть решена, прежде всего, путем подготовки ученых нового поколения. Работа по отбору селекционеров должна начинаться со студенческой скамьи.
«В исследовательских университетах аудитория, лаборатория, посевная площадь – все сосредоточено в одной структуре. То есть, с самого студенческого периода нужно привлекать специалистов в науку. Такой системы у нас нет. Зарубежные коллеги говорят нам: «Вы проводите много реформ, но из-за постоянного изменения форм управления ваша работа не приносит результатов». То есть, наши НИИ и институты постоянно переходят из одного министерства в другое. В зарубежных научно-исследовательских институтах и вузах главная фигура – не преподаватель, как у нас, а ученый. Они занимаются распространением знаний и знают проблемы производства как свои пять пальцев. Отсюда и успешная реализация каждого научного проекта, и эволюция образовательных программ», — сказал он.