Церемония закладки первого камня в фундамент городка Университета египетской исламской культуры «Нур-Мубарак» состоялась 16 июня 1993 года с участием Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева и министра по делам вакуфов ЕАР Мухамеда аль-Махжуба. Учебное заведение, заложившее фундамент, приняло первых студентов и начало занятия 1 сентября 2001 года. До 2011 года кафедра религиоведения работала в составе кафедры «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» университета. А с 2011 года она была сформирована как самостоятельная кафедра. На кафедре религиоведения работают 16 преподавателей-профессоров, в том числе 2 доктора наук, 2 кандидата наук, 6 докторов PhD, 6 магистров.
Мы поговорили о том, как сегодня преподается религиоведение, с заведующим кафедрой религиоведения Университета египетской исламской культуры «Нур-Мубарак», доктором PhD, ассоциированным профессором Калмахaном Сейитулы Ержаном.
– Калмахaн Сейитулы, каковы цели и задачи обучения специальности «Религиоведение»?
– Специальность «Религиоведение» преподается с первых лет обретения страной суверенитета и становления. Поскольку установилась религиозная свобода и было разрешено заниматься миссионерской деятельностью различным религиям и верованиям, возникла потребность в специалистах, которые бы регулировали и систематизировали деятельность религиозных объединений, а также реализовывали государственную политику. Специалисты-религиоведы появились в результате такого спроса. Кроме того, поскольку в стране проживает множество представителей различных наций и народностей, нужны специалисты, которые бы всесторонне знали их религиозные убеждения, анализировали их различия и сходства, и предоставляли информацию в познавательных целях. Цель нашей кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов-религиоведов, внесение вклада в повышение квалификации отечественных кадров, воспитание ученых, отвечающих требованиям времени, полезных обществу и способных предлагать решения глобальных религиозных проблем.
– Расскажите об истории создания кафедры и ее сегодняшнем дне.
– Кафедра религиоведения функционирует с 2011 года. Первым заведующим кафедрой в период с 2011 по 2014 год был известный религиовед, доктор PhD, ассоциированный профессор Адилбаев Алау Шайкымулы. С момента своего основания кафедра религиоведения ведет планомерную работу по подготовке кадров-религиоведов. В настоящее время на кафедре внедрена трехуровневая система образования.
На нашей кафедре работают 16 преподавателей-профессоров, в том числе 2 доктора наук, 2 кандидата наук, 6 докторов PhD, 6 магистров. Мы можем с уверенностью сказать, что преподавательский состав вносит вклад в решение религиозных проблем в Казахстане и стабилизацию религиозной ситуации.
– Насколько востребована эта специальность? Где могут работать выпускники религиоведения?
– Ученые говорят: «Пока не найдено лекарство от смерти, от религии отказаться невозможно». В этом смысле, где есть религия, там нужны и религиоведы. Религиовед занимается не оправданием, восхвалением или осуждением какой-либо религии, а вопросами, касающимися роли религии в обществе, формирования религиозного сознания, деятельности религиозных течений, взаимоотношений религии и культуры. Поскольку существует государство и общество, нужны специалисты, которые могли бы предлагать оптимальные решения этих вопросов, разделять черное от белого. Религиовед может работать в уполномоченных органах, реализующих религиозную политику государства, в сферах безопасности, внутренней политики и т.д. В последнее десятилетие, с обострением религиозной ситуации, потребность в грамотных специалистах-религиоведах еще более возросла.
– Где сейчас ваши выпускники? Чем они занимаются? Поддерживаете ли вы связь с выпускниками?
– У одного человека, ехавшего на корове, спросили: «Вы тоже едете?» На что один из ехавших в караване, видимо, был человеком упрямым, ответил: «Да, едем. А ты что, на корове едешь?» Вот так и получилось (смеется). Выпускники работают в вышеупомянутых местах. В целом, они трудятся над стабилизацией религиозной ситуации в Казахстане, над реализацией позиции государства по отношению к религии. Поскольку вчерашние ученики – сегодняшние коллеги, конечно, у нас есть связь. Ведь все мы – части одного целого.
– Какие учебники вы используете для студентов, обучающихся по специальности «Религиоведение»?
– Учебники или учебные пособия используются в соответствии с учебно-методическим комплексом каждого предмета. Нет традиции преподавать по каким-то строго фиксированным книгам. Поскольку при изучении одного предмета возникает потребность в нескольких учебниках. Обычно предоставление учебных пособий входит в компетенцию преподавателя, ведущего определенный предмет. Мы используем как учебные пособия, написанные за 30 лет, так и классические первоисточники этой области на иностранных языках. Стоит отметить, что несколько лет назад по инициативе Елбасы была начата работа по переводу 100 избранных учебников в области гуманитарных наук. Половина из них уже переведена и поступила в библиотеку университета. Поскольку эти учебники преподаются и в ведущих университетах мира, мы также берем их за основу.
– Какая работа проводится для обеспечения того, чтобы выпускники не поддавались религиозному фанатизму, избегая проблем религиозного экстремизма и терроризма?
– Университет «Нур-Мубарак» готовит специалистов, которые решают указанные вами проблемы. Преподаватели, читающие им лекции, – это высококлассные специалисты в данной области. Поэтому говорить о том, что будущие религиоведы попадут в ловушку экстремизма и терроризма, неуместно. Во-вторых, предусмотрены и пути предотвращения религиозного фанатизма. Например, в нашем учебном плане есть курсы, такие как «Казахские мыслители о религии», «Религия и традиции», «Ислам в Казахстане», «Религиозная ситуация в Казахстане» и другие в этом направлении. То есть, мы не только изучаем религиозные темы, но и объясняем религиозный путь, которого придерживались наши предки. Профессорско-преподавательский состав также является всесторонне развитыми, квалифицированными специалистами, способными предотвращать религиозный фанатизм. То есть, мы не можем допустить религиозный фанатизм.
– Готовятся ли студенты, обучающиеся по специальности «Религиоведение», специально к проблемам религиозного экстремизма и терроризма?
– Конечно. Наша главная цель – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отвечать потребностям общества. То есть, мы стремимся выпускать специалистов, отвечающих требованиям времени. Поскольку в настоящее время в религиозной сфере проявляются радикальные группы, мы хотим выпускать продукцию, способствующую их предотвращению и предлагающую механизмы решения проблем. В учебном плане также предусмотрены курсы, всесторонне охватывающие вышеупомянутую вами проблему. Кроме того, мы уделяем внимание прохождению производственной практики в уполномоченных органах в религиозной сфере. Таким образом, будущий выпускник еще со студенческой скамьи будет осведомлен о религиозной ситуации в Казахстане.
– Как вы пришли в эту сферу? Что послужило причиной вашего прихода в сферу религии?
– Когда наша страна только встала на ноги и стала независимым государством, начали открываться новые специальности. Тогда возник интерес: почему бы не изучить эту сферу и не стать специалистом? По своей натуре я всегда интересовался новым, стремился наблюдать за новыми явлениями. Таким образом, мы поступили на кафедру религиоведения вместе с такими выдающимися учеными, как Исаулы М., Адилбаев А., Адилбаева Ш., которые уже успели сформировать свое место в отечественной науке религиоведения и исламоведения. Позже появилась возможность, и я защитил докторскую диссертацию в Турецкой Республике, вернувшись на родину в 2003 году с ученой степенью. С тех пор мы работаем в этой сфере, внося свой посильный вклад.
– Каковы основные различия между религиозным специалистом и просветителем в сфере религии?
– Оба трудятся в одной сфере. Тем не менее, религиозный специалист отвечает только за соответствие установленным требованиям определенных религиозных обрядов и церемоний. Конечно, сложно сказать, что его работа лишена просветительской деятельности. Однако, занятие исключительно просветительством имеет свои особенности и трудности. Наша специальность, по сравнению с другими, является молодой. Очень сложно углубленно изучать и специализироваться только в одной области, как в некоторых странах. Приходится быть универсалом. Кроме того, уровень современной молодежи высок. Многие свободно владеют несколькими языками. То есть, если вы выбираете сферу просветительства, вам самим необходимо постоянно совершенствоваться и осваивать новые технологии обучения. Просветительство также связано с будущим страны, с подрастающим поколением, поэтому оно несет особую ответственность.
– Спасибо за интервью!
Беседовала Акбота Мусабек