Доклад считаю своим долгом, хочу озвучить. Находясь в составе правительственной комиссии, тщательно изучив и поговорив с народом, мы раскрыли ряд накопившихся проблем за более чем полтора века. Остановимся на каждой в отдельности.
1. Пригласили аксакалов с обеих сторон, провели совет. Собрали представителей всех пяти аулов. Со стороны дунган, склонив головы, старейшины попросили у казахов прощения за хулиганство молодежи и упущения старших в воспитании. Стороны пожали друг другу руки и пришли к соглашению. Дунганские старейшины пригласили казахов собраться у мечети как мусульмане, принести в жертву скот, угостить и примириться.
Нужен мир. Национальная гвардия уйдет. Следовательно, местное население не сможет жить без примирения и согласия между собой.
2. Состояние дорог плохое. Главная дорога проходит через центральную улицу села Масанчи. Местные жители построили дома близко к ней, обустраивают дворы, ставят машины поперек дороги и тем самым препятствуют проезду казахов. Одной из причин возникновения конфликтов являются столкновения, связанные с дорогой.
Говорят, если едет дунганский транспорт, он требует уступить дорогу казахам.
Местные казахи жаловались: «Постройте нам другую дорогу, эту дорогу забрали дунгане, не пропускают». На это пришлось в сердцах крикнуть: «Где ты находишься? Ты – казах, на своей земле! Разве ты раб, чтобы уступать главную дорогу другим и ютиться?» Дополнительная дорога не будет открыта. Дунганам будет запрещено ставить машины на дороге. Черная дорога должна быть восстановлена и стать общим благом для всех.
3. Ни один из детей дунган не идет в Вооруженные Силы Казахстана, не несет воинскую повинность. Такова их вера. В связи с этим мы выдвинули конкретное требование правоохранительным органам: если эти парни будут бездельничать, буйствовать, поднимать руку на других, притеснять, совершать действия против права и порядка, их нужно строго наказать. Пусть их руки будут заведены за спину, надеты наручники и они будут посажены в тюрьму. Если они будут не защитниками страны, а притеснителями, пусть сидят в тюрьме.
4. Когда мы проводили собрание, казахская молодежь молча слушала старших. Не прерывала речь бесстыдством. Среди дунганской молодежи были активные, говорящие по-казахски. Но им, кажется, нужно учиться скромности. Мы сказали, что в дунганских аулах тоже нужен совет старейшин, авторитетных и уважаемых людей, которые будут возвращать излишества в норму, усмирять буйных. Такой совет будет создан. Если они хотят быть частью народа Казахстана, они обязаны подчиняться порядку!
5. У дунган большая часть воспитания дается в мечети. А главного проповедника там не назначает Духовное управление мусульман Казахстана.
Проповеди ведутся на дунганском языке. Что они говорят? Возможно, ведут пропаганду против нас?!
Дунгане должны уважать не только Коран, но и общество.
Поэтому я поговорил с главным муфтием страны, председателем Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы. Он направил областного имама в Кордайский район. «Сфера, связанная с религией, будет под контролем. Мы будем работать. Я контролирую каждое мероприятие», – сказал мне новый главный муфтий