Представители таможенной и государственной доходовской службы консультируют автовладельцев с иностранными номерами. Актобе, 4 февраля 2020 года.
В Казахстане неделю назад началась кампания по временной регистрации автомобилей, ввезенных из стран ЕАЭС. В Актобе центр работает даже в выходные дни. Однако никто еще не поставил свой автомобиль на временный учет. Большинство автомобилей старые и не соответствуют условиям временной регистрации. Корреспондент «Азаттыка» ознакомился с ситуацией в центре Актобе.
ВРЕМЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
АвтоЦОН в Актобе (так называют специализированный центр обслуживания населения в народе) полон желающих узнать подробности временной регистрации автомобилей, приобретенных за рубежом. Однако с начала февраля ни один житель Актобе не зарегистрировал автомобиль, ввезенный из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Пришедшие сюда люди узнают подробности временной регистрации и уходят. По данным местных властей, большинство автомобилей, ввезенных из-за рубежа, старые и не подлежат временной регистрации.
В этом году власти Казахстана обязали владельцев автомобилей с кыргызскими, армянскими, российскими номерами поставить их на постоянный учет в стране. Те, кто ввез автомобили из стран-членов ЕАЭС, выразили недовольство, заявив, что постоянная регистрация слишком дорога. После этого Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев разрешил временную регистрацию автомобилей, ввезенных из-за рубежа, до марта 2021 года. Однако в течение этого времени владелец иностранного автомобиля все равно должен поставить его на постоянный учет.
«МОЙ АВТОМОБИЛЬ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СТАНДАРТУ»
Один из тех, кто пришел в АвтоЦОН узнать о временной регистрации автомобиля, — житель Актобе Эдгард Иванов. Он приобрел автомобиль Toyota Alphard, выпущенный в 2004 году, в Армении за три миллиона тенге. Юрист, водительский стаж которого более тридцати лет, говорит, что в сентябре 2019 года, до ввоза автомобиля из Армении, он приходил в АвтоЦОН за консультацией. По его словам, тогда никто не устанавливал ограничений. 4 февраля этого года Иванов снова пришел в специализированный центр обслуживания населения в Актобе и узнал, что не может поставить свой автомобиль с иностранными номерами на временный учет. Причина в том, что его автомобиль не соответствует стандарту Евро-4 или Евро-5.
Житель города Актобе Эдгард Иванов. 4 февраля 2020 года.
— Мой автомобиль, который проехал всего 122 тысячи километров с завода, оказался не соответствующим стандарту Евро-4. Следовательно, я не могу получить на него желтые номера, то есть поставить на временный учет. Непонятно, для кого и зачем проводится акция по временной регистрации. Ведь 80-90 процентов автомобилей, ввезенных в Казахстан из стран Евразийского экономического союза, старые. Государство говорит: «Пусть ваш автомобиль соответствует стандарту». Но ведь в Казахстане, не говоря уже о других вещах, даже бензин, соответствующий стандарту Евро-5, не продается, — говорит Эдгард Иванов.
Для временной регистрации автомобилей, ввезенных из-за рубежа, в Казахстане автомобиль должен соответствовать стандартам Евро-4, Евро-5 (автомобили, выпущенные после 2005 года). Стоимость сертификата Евростандарта — 250 тысяч тенге. Кроме того, необходимо оплатить первичный сбор за временную регистрацию. А первичный сбор, согласно Налоговому кодексу, уплачивается в зависимости от года выпуска автомобиля. Для автомобиля возрастом до двух лет первичный сбор составляет 0,25 месячного расчетного показателя (662,75 тенге), для автомобиля возрастом 3 года — 50 МРП (132 550 тенге), для автомобиля старше 3 лет — 500 МРП (1 325 500 тенге).
Заместитель акима Актюбинской области Рахат Сыдыков (держит бумагу) отвечает на вопросы автовладельцев с иностранными номерами. Актобе, 31 января 2020 года.
Автомобиль Nissan X-Trail, ввезенный из-за рубежа и выпущенный в 2005 году, принадлежащий жителю города Дастану Кулданову, также не соответствовал требованиям технического регламента временной регистрации. Молодая семья говорит, что копила два миллиона тенге, потраченные на этот автомобиль