Пришло время создать национальную систему образования, основанную на методологии Абая, основанной на любви. «Ұлт ақпарат» представляет мнение абееведа Омара Жалеля по статье Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке».
ЕСЛИ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ – ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ, НАУКА НЕ ДОПУСТИТ ВАС ДАЖЕ В ПОРОГ
Сам Абай – это наука. В статье Президента написано: «Мы не будем зарабатывать деньги, покупая науку». Действительно, система образования в Казахстане – наоборот. У бакалавров и магистрантов одна цель: заработать деньги, покупая науку. Если спросить некоторых магистрантов, почему они пошли по пути науки, они ответят, что для получения стипендии на два года. В этом и заключается наша ошибка. Абай говорил: «Если кто-то будет зарабатывать деньги, покупая науку, то его любовь к науке будет подобна любви приемной матери». Мы думаем, что наука – это вещь, которую мы используем, когда нужно, и убираем в карман, когда не нужно. А наука – живая, она – свойство Аллаха. Если ваше намерение – заработать деньги, наука не допустит вас даже в щель, не говоря уже о пороге.
Наш предок Машхур Жусуп говорил: «Некоторые люди учатся 12-15 лет в местах, где умирают собаки, но если в их сердцах есть любовь к миру, Аллах изгонит эту науку», а Миржакып Дулатов говорил: «У нас много занимающихся наукой, но нет ученых. Много держащих перо, но нет писателей. Много сидящих на коне, но нет деятелей». Эта ситуация пока не изменилась.
УЧИСЬ ХОРОШО, ЗАРАБАТЫВАЙ ХОРОШИЕ ДЕНЬГИ
Родина начинается с семьи. Нынешние родители дают детям всего три совета: «Учись хорошо. Устройся на хорошую работу и зарабатывай хорошие деньги». Какая это система мышления? Что значит получать деньги? Зачем нужны деньги? Наш предок Абай говорил: «При рождении ребенок приходит в мир с двумя видами натуры: одна – есть, пить, спать, другая – видеть, знать. Одна – страсть тела, другая – страсть души. «Завтра будешь хорошо зарабатывать» – это желание тела.
Когда я спрашиваю студентов: «Кто из вас пошел по пути науки с любовью?», только один из ста поднимает руку. У студентов нет любви к науке. А Абай говорит: «Там, где нет любви, нет ни стремления, ни понимания». Поэтому дети, которых отправили учиться, не оправдывают доверия, грабят народ, занимаются коррупцией. Потому что они учились, чтобы зарабатывать деньги. После этого, как мы можем говорить: «Мы исследовали Абая, мы на пути Абая»?
ПОЧЕМУ СОХРАНИЛОСЬ ИМЯ АБАЯ, А НЕ ДРУГИХ?
По данным мониторинга 2016 года, Республика Казахстан тратит 0,17% ВВП на науку. В развитых странах на науку тратится 3-4% ВВП. Абай говорит: «Наука – это не то, на чем экономят». Признаком того, что мы сейчас экономим на науке, является жалкое положение учителей. Учитель – это носитель науки. Каково наше отношение к учителю – таково и наше отношение к науке. Почему я так много говорю о науке? Потому что во времена Абая было много образованных, ученых людей, святых, которые не пропускали пятикратный намаз, но ни одно из их имен не сохранилось. Имя Абая сохранилось потому, что он посвятил себя науке. В связи с этим возникает вопрос: «Можно ли стать человеком, не посвящая себя науке?». Абай отвечает на это: «Только когда ребенок будет стремиться к науке с любовью, только тогда он станет человеком. Только тогда ты познаешь Аллаха, мир и себя». А сколько детей, которых мы растим, имеют любовь к науке?
МЫ ЧИТАЕМ АБАЯ, НО НЕ ПОНИМАЕМ
Если мы хотим стать нацией, которую желал Абай, мы должны изменить воспитание. Почему бы нам не создать национальную систему образования, основанную на методологии Абая, основанной на любви? Пришло время это сделать. При создании национальной системы образования главной целью должно быть не образование, а характер. Алихан Бокейхан говорил: «Любить нацию – это не от образования, а от характера». Здесь не должно возникать ошибочного мнения: «Значит, можно и не учиться». В западном мировоззрении образование и педагогика разделены, а в казахском мировоззрении они не разделены, они – единое целое. Согласно хадисам, есть знание в голове и знание в сердце. Знание в голове – бесполезное знание для большинства людей, знание в сердце – истинное знание. Когда знание попадает в сердце, оно начинает менять человека. Необходимо создать концепцию полезного знания для подготовки людей, которые будут служить нации и государству. Мы изучаем Абая в школе, в университете, но не понимаем. То есть, мы учим рационально, таких Абай приравнивал к невеждам. Рациональное знание казахи называют «оқу» (чтение), а полезное знание – «тоқу» (ткачество, плетение). «То, что вплетено (понято), лучше того, что прочитано». Поэтому основой системы образования должен быть Абай, а не Оксфорд (британский университет в городе Оксфорд – автор). Он говорил: «Если ты учишься для себя – ты равен скоту, пасущемуся для себя». Сколько образованных молодых людей остаются за рубежом. Это наша вина, а не их, вина тех, кто дает такое воспитание.
Абай говорит, что у пути к науке есть свои условия. Если нынешним детям сказать, что, пойдя по пути науки, они станут богатыми – они не обратят внимания, а если показать деньги – их глаза загорятся. Абай говорил: «Пока человек не поймет, что само знание – это богатство, он не станет ученым». Необходимо внести изменения в сознание. Мы должны суметь объяснить ребенку, что богатство – это наука. Природа человека такова – он стремится к лучшему. А сейчас мы учим наших детей: «Деньги – это хорошо, а наука – это путь к этим деньгам». Почему японцы сильны? Потому что они считают науку богатством. Мы должны принять сердцем слова Абая: «Мир – это ты сам, богатство – это ты сам, если уделишь внимание науке».