В 2019 году в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» было создано 8 тысяч рабочих мест, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на пресс-службу Премьер-министра РК.
В настоящее время возрастающая актуальность цифровизации казахстанской экономики позволяет обеспечить дальнейший экономический рост и конкурентоспособность страны на мировой арене. Основным инструментом достижения этой цели является государственная программа «Цифровой Казахстан».
Цифровизация может стать движущей силой национальной экономики и создателем стабильных рабочих мест. Цифровизация станет движущей силой адаптации и разработки новых технологий в экономике Казахстана, что позволит начать новую волну создания рабочих мест. В 2019 году в рамках реализации мероприятий государственной программы «Цифровой Казахстан» было создано 8 тысяч рабочих мест.
Общий экономический эффект от программы превысил 600 млрд тенге в 2018 и 2019 годах. Значительные успехи достигнуты во внедрении цифровых технологий в сферах государственных услуг, образования, здравоохранения, финансов, транспорта и горно-металлургического комплекса.
Дальнейшая интеграция цифровых технологий имеет решающее значение для вхождения Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира и улучшения благосостояния казахстанцев.
Электронная биржа труда
В части цифровизации социально-трудовой сферы успешно функционирует электронная биржа труда. В результате процесс трудоустройства сократился вдвое, а сама процедура стала более прозрачной.
В 2019 году через электронную биржу труда было трудоустроено более 488 тысяч соискателей работы, из них 350 тысяч человек нашли постоянную работу.
Также были запущены электронные трудовые договоры, на сегодняшний день заключено 742 тысячи электронных договоров. По итогам 2019 года в социально-трудовой сфере оказано более 9,8 млн услуг, а 80% государственных услуг предоставлено в электронном формате.
Благодаря реализации цифровых проектов работодатели и соискатели работы сэкономили около 862,2 млн тенге. Экономия затрат при использовании единой системы учета трудовых договоров составила 292,4 млн тенге.
Индустрия 4.0.
В рамках направления «Цифровизация отраслей экономики» осуществляется технологическое перевооружение предприятий промышленных отраслей, внедрение цифровых технологий на предприятиях топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, осуществляемое с применением элементов Индустрии 4.0.
В нефтегазовой отрасли на Атырауском и Павлодарском нефтеперерабатывающих заводах осуществлен переход на 3-летний межремонтный период, что позволило снизить затраты на ремонт и увеличить объемы переработки в среднем на 300 тысяч тонн в год.
Также 4 предприятия – АО «Озенмунайгаз», ТОО «СП «Казгермунай», АО «Каражанбасмунай», АО «Эмбамунайгаз» – внедряют информационную систему «Интеллектуальное месторождение».
Внедрение данной технологии позволяет оптимизировать затраты на потребление электроэнергии до 15%, стабилизировать уровень добычи до 2%, а также обеспечивает централизованное управление и удаленный мониторинг месторождений, оптимизацию работы скважин и промыслового оборудования.
Реализуется проект «Внедрение автоматизированной системы управления «Магистраль» для повышения безопасности движения поездов за счет своевременного выявления дефектов и недостатков рельсов на железной дороге. В настоящее время диагностику инфраструктуры магистральных линий проводят 3 мобильных диагностических комплекса (МДК). Кроме того, планируется создание еще 3 МДК.
По результатам работы мобильных диагностических комплексов в 4 квартале 2019 года было диагностировано около 19 000 км пути. При этом более 190 км были определены как неудовлетворительные. Выявлено около 85 особо дефектных рельсов, то есть допущено 85 случаев излома рельса.
Интеллектуальная транспортная система
В части цифровизации транспорта и логистики реализуется проект «Интеллектуальная транспортная система», который собирает и обрабатывает данные об автомобильных дорогах, транспортных средствах, проезде по платным дорогам, пассажирах междугородних автобусов, а также оформленных билетах.
Одним из составных компонентов интеллектуальной транспортной системы является Система взимания платы, а также Система сбора и предоставления информации участникам дорожного движения о дорожной обстановке.
На сегодняшний день Система взимания платы запущена на 3 участках: Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км) и Нур-Султан – Темиртау (134 км) общей протяженностью 471 километр.
Для автоматизации транспортного контроля внедрено 24 специальных автоматизированных измерительных средства.
С их помощью с сентября 2019 года выявлено 82 нарушения по весовым параметрам и взыскано около 8,6 млн тенге в виде сборов и штрафов.
В рамках цифровизации промышленности реализуется проект создания модельных цифровых фабрик, позволяющих демонстрировать эффективность и влияние цифровизации, выявлять барьеры и разрабатывать инструменты государственной поддержки. Инициирована реализация 51 проекта, из которых 16 проектов завершены.
Astana Hub
На сегодняшний день в Astana Hub созданы условия для получения налоговых, трудовых и визовых льгот, имеются программы развития стартапов.
В целом, на сегодняшний день технопарк включает 163 IT-компании, около 700 стартапов, 17 R&D центров отечественных и зарубежных IT-компаний (CISCO, NOKIA, IBM, Microsoft и др.), школу программирования «alem» по современной международной методике обучения. Доля местного содержания составила 57,7%.
На площадке Astana Hub в 2019 году проведено 530 мероприятий, в которых приняли участие около 17 тысяч человек.
В 2019 году в рамках развития инновационного взаимодействия с 25 международными организациями были заключены меморандумы о сотрудничестве.
Эти меры позволили создать благоприятные условия для развития стартап-культуры и привлечь в 2019 году более 18 млрд тенге инвестиций в отечественные стартап-проекты. Общий объем инвестиций, привлеченных на IT-рынок Казахстана, за последние 2 года составил около 32,4 млрд тенге.
«Программы нашего технопарка позволили понять, насколько хороши стартап-проекты Казахстана и как быстро они продвигаются к уровню развитой международной стартап-экосистемы. Изучая качество наших проектов, можно сказать, что наши инвестиции окупились», — сказал генеральный директор международного технопарка IT-стартапов Astana Hub Джозеф Циглер.
На следующем этапе в соответствии с задачами, поставленными Главой государства, планируется активное вовлечение в экосистему Astana Hub региональных объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, инкубаторов, акселераторов, центров инноваций, IT-хабов, стартап-академий, офисов коммерциализации, вузов, НИИ и т.д.
Принимаемые меры позволят обеспечить подготовку инновационных проектов на pre-seed стадии в регионах для дальнейшего участия в программах Astana Hub на республиканском уровне и установления сотрудничества с международными партнерами.
Автоматизация государственных услуг
В рамках работы по автоматизации государственных услуг в Реестр государственных услуг включено 723 услуги, из которых 580 услуг или 80,2% предусмотрено к оказанию в электронном виде. Проведены работы по оптимизации государственных услуг, в результате чего количество государственных услуг сократилось на 17 (с 740 до 723).
В настоящее время заявителям предоставляется 17 проактивных и 21 композитная государственная услуга. Проведенные работы по оптимизации сократили средний пакет документов на 30%, а также средний срок оказания государственной услуги в 3 раза.
Автоматизация государственных услуг позволила сократить документооборот в бумажном виде на 70,8 млн документов, принеся косвенный экономический эффект более 8,4 млрд тенге.
В рамках цифровизации здравоохранения 97,5% организаций оснащены компьютерной техникой и 100% подключены к сети Интернет. 17,9 млн жителей Казахстана (95,7%) имеют региональные электронные паспорта здоровья.
Принятые меры позволили улучшить качество оказания медицинских услуг населению, а также облегчить труд врачей.
«Живые» очереди в поликлиниках сократились на 30% за счет предварительной записи через электронные сервисы, что сократило время пребывания пациентов в поликлиниках вдвое. Время получения результатов исследований сократилось в 1,8 раза (с 7 часов до 4 часов).
За счет сокращения среднего времени обслуживания пациентов время врачей и пациентов сократилось на 45%, оптимизирована работа скорой помощи: время обработки вызовов, поступающих в диспетчерскую службу, сократилось на 26%, в результате чего время ожидания прибытия скорой медицинской помощи сократилось в 1,3 раза.
Также будет продолжена работа по внедрению медицинских информационных систем в сельских населенных пунктах и доведению уровня охвата электронными паспортами здоровья до 100%.
В рамках цифровизации образования школы обеспечены компьютерной техникой. Учащиеся пользуются электронными дневниками и журналами (6703 из 7014 школ). 90% школ (6336 школ) обеспечены Интернетом со скоростью 4 Мбит/сек и выше.
В 78,5% дошкольных образовательных учреждений внедрен электронный учет очереди в детский сад, 70,3% школ осуществляют онлайн-прием учащихся. 74% государственных образовательных услуг автоматизированы.
В целом, цифровизация системы образования позволила сократить разницу в качестве образования между сельскими и городскими школами более чем на 30%.
В рамках госпрограммы большое внимание уделяется поддержке МСБ и созданию благоприятной среды для малого и среднего бизнеса.
Так, благодаря запуску информационной системы «АСТАНА-1», срок оформления таможенной декларации сократился с нескольких дней и часов до 1 минуты, и в автоматическом режиме обработано 1,3 млн деклараций. Благодаря этому участники ВЭД сэкономили средства в размере 56,6 млрд тенге.
Реализованы системы «Электронные счета-фактуры», «Маркировка товаров», позволяющие улучшить условия ведения торговли для бизнеса и выявлять «теневую» экономику. С 1 января 2019 года все плательщики НДС используют ЭСФ.
Также на сегодняшний день в эксплуатации находятся 540 тысяч контрольно-кассовых машин, 95% из которых подключены в «онлайн» режиме.
В целях обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет сельских населенных пунктов запланировано обеспечение 1250 АПМ, из которых в 2018 году – 56 АПМ, в 2019 году – 705 АПМ, в 2020 году – 489 АПМ.
Это позволит подключить к высокоскоростному интернету 3 718 государственных органов и бюджетных организаций. При этом при составлении списка сельских населенных пунктов список направляется в местные исполнительные органы для согласования. Построенная инфраструктура стимулирует развитие операторов сотовой связи. Общая протяженность ВОЛС превышает 20 тысяч километров.
Вместе с тем, по итогам 3 квартала 2019 года подключено 841 государственных органов и бюджетных организаций, расположенных в 299 селах. Дальнейшее обеспечение широкополосного доступа к интернету будет осуществляться в соответствии с графиком подключения согласно договорам ГЧП.
По итогам 2018 года предусмотрена реализация 10 целевых индикаторов и 20 показателей, среди которых место страны в различных международных рейтингах. Так, в 2018 году позиция страны улучшилась по уровню Глобального индекса кибербезопасности Международного союза электросвязи. Согласно отчету Международного союза электросвязи (ITU), Казахстан занял 40 место в Глобальном индексе кибербезопасности 2018/2019, поднявшись на 42 пункта по сравнению с прошлогодним рейтингом (82 место).
При составлении рейтинга учитываются все пять основных критериев: законодательная база, технические и организационные мероприятия, деятельность на международной арене и создание потенциала для развития отрасли.
В 2018 году страна улучшила свои позиции в рейтинге ОЭСР БРИИ по индикатору «Доступность венчурного капитала». Казахстан занял 90 место по данному индексу, поднявшись на 12 пунктов по сравнению с прошлогодним рейтингом (102 место).
В текущем году общее число граждан, обученных цифровой грамотности, составило 532 тысячи граждан (при плане 462 846 человек).
Вместе с тем, 78,3 тысячи граждан из социально уязвимых групп были обучены цифровой грамотности.