Нацбанк подвел итоги валютной политики за 2019 год и рассказал о факторах, влияющих на формирование курса в 2020 году, – сообщает Казинформ.
«Во-первых, стоит отметить снижение экспортных поступлений в сравнении с 2018 годом из-за снижения среднегодовой цены на нефть. Реализация инвестиционных проектов, таких как газопровод «Сарыарка», Большая Алматинская кольцевая автодорога, обновление и замена оборудования на нефтедобывающих установках привели к росту импорта, соответственно, увеличили спрос на иностранную валюту», — говорит заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова.
Не только факторы внешней торговли, то есть экспортные и импортные потоки, влияли на обменный курс тенге в прошлом году.
«Существенное давление на динамику оказали внутренние факторы, связанные с ростом спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц. В июне население купило наличной иностранной валюты на сумму 1,3 млрд долларов. Нацбанк, учитывая, что в стране происходят важные политические события, выразил мнение, что спрос на валюту может возрасти», — говорит представитель Нацбанка.
По ее словам, в 2019 году тенге ослаб в условиях растущего спроса при ограниченном предложении. Наблюдалось снижение объема биржевых торгов в 2019 году более чем на 25% по сравнению с уровнем предыдущего года. Волатильность валютного курса снизилась, что вызвало дополнительное беспокойство у участников рынка и экспертов.
«К концу 2019 года и началу 2020 года сложились благоприятные условия для укрепления тенге: завершились основные импортные платежи, рост цен на нефть в рамках частичного урегулирования торговых конфликтов между США и Китаем, а также укрепились валюты основных торговых партнеров и развивающихся стран», — говорит Алия Молдабекова.
Она отметила, что волатильность национальной валюты к концу года нормализовалась.
«Прогноз по ослаблению национальной валюты не оправдался и исчерпал себя, что частично повлияло на восстановление тенденции к ослаблению национальной валюты. С октября до конца года тенге укрепился с 390 до 378, или на 12 тенге. С конца ноября 2019 года мы фактически наблюдали рост тенденции к укреплению тенге, этому способствовали продажи экспортеров и, пусть и незначительное, но приход иностранных инвесторов на рынок локальных государственных ценных бумаг», — говорит она.
С 2015 года Нацбанк проводит политику инфляционного таргетирования, которая сопровождается режимом свободно плавающего курса.
«Динамика тенге, которую мы наблюдаем, является результатом баланса и дисбаланса спроса и предложения на валютном рынке. 2019 год характеризовался повышенным спросом на иностранную валюту. По нашему мнению, это привело к снижению тенге на определенном уровне», — говорит Алия Молдабекова.
Факторы, влияющие на обменный курс тенге, в 2020 году останутся неизменными, это – нефть, валюты торговых партнеров, платежный баланс, спрос на валюту со стороны населения, бизнеса и квазигосударственного сектора и предложение со стороны экспортеров и налоговые недели.