Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал о предстоящих изменениях в системе управления наукой, сообщает «Ұлт ақпарат».
«По традиции, начало Нового года считаю временем подведения итогов прошедшего года и реализации новых задач. Я намеренно не писал много о сфере науки, потому что накопившиеся в этой сфере проблемы очень сложны и многогранны, поэтому по принимаемым решениям были разные мнения и точки зрения. Поэтому с момента назначения на должность министра я детально прорабатывал каждый вопрос как отдельно, так и во взаимосвязи с другими вопросами. Мы долго обсуждали изменения в этой сфере. Сегодня мы приняли основные нормативные правовые акты. В частности, пересмотрены правила финансирования науки и проведения государственной научно-технической экспертизы, положение и состав Национального научного совета (ННС). Теперь я хочу рассказать о том, какие изменения внесены в систему управления наукой и какие новшества ожидаются в следующем году», — написал министр на своей странице в Facebook.
В целом, по его словам, в этой сфере есть несколько основных направлений, требующих дальнейшего совершенствования. Это модернизация работы ННС, повышение эффективности государственного финансирования науки, повышение привлекательности науки для внебюджетного финансирования, кардинальное повышение качества подготовки научных кадров.
«Начну с Национальных научных советов (ННС), ведь это — главный орган, принимающий решения о финансировании научных проектов. Из-за отсутствия четкой процедуры отбора членов ННС в научном сообществе постоянно возникали вопросы об обоснованности включения отдельных кандидатов в состав ННС. Это негативно сказалось на доверии к научной экспертизе. Возникали и определенные сомнения по этому поводу. В настоящее время состав ННС обновлен. Также кардинально пересмотрен процесс формирования состава ННС, ужесточены требования к его членам. Теперь, в качестве следующего этапа, мы полностью пересмотрим состав ННС в соответствии с новыми требованиями», — сказал он.
По словам министра, отныне главным требованием при отборе кандидатов в состав ННС будет качество их научных публикаций. Методика его определения, во-первых, позволит опираться на измеримые, достоверные показатели, во-вторых, будут учтены индивидуальные особенности научных областей. Поскольку четко определены случаи, когда кандидат не может быть предложен в состав совета, споры не возникнут с самого начала этапа их формирования. Отрегулировано представительство различных стейкхолдеров, что обеспечит всестороннее рассмотрение научных проектов.
«Иными словами, мы просто берем из международных баз данных дифференцированный список ученых и включаем в состав ННС наиболее авторитетных ученых (если они сами не откажутся и не являются руководителями какой-либо организации и т.д.). В составе ННС должны быть сильнейшие ученые. Отныне специализация ННС будет углубляться, а их количество увеличится для обеспечения повышения качества рассмотрения каждого проекта», — сказал А. Аймагамбетов.
По его словам, если раньше ННС принимали решения о финансировании путем тайного голосования, то теперь введено открытое голосование с четкими критериями и выставлением баллов. Кроме того, обеспечена трансляция заседаний совета. Это является одной из причин ответственности и прозрачности принимаемых решений. Введена экспертиза заявок Институтом экономического анализа. Это, во-первых, позволит проверить обоснованность запрашиваемого финансирования, во-вторых, ограничит самостоятельное сокращение заявок на финансирование ННС.
Например, бывали случаи, когда для решения поставленных задач ученые просили 50 млн тенге, а ННС сокращал до 3 млн. Затем темы менялись в соответствии с этим объемом средств, деньги тратились, а результата не было. Также теперь будут подготовлены предельные нормативы, на которые будут опираться ученые при подготовке проектов. Например, будет учитываться, какой предел заработной платы может быть запланирован по каждой позиции, начиная от руководителя до лаборанта и т.д.
«Программно-целевое финансирование будет выделяться только на основе конкретных национальных, научно-технических задач. Не секрет, что в рамках программно-целевого финансирования темы часто брались широко, например, «развитие сельского хозяйства», и деньги выделялись так же. Далее ученые представляли свои научные исследования по принципу «что кому в голову придет» только с одной целью — получить финансирование. В результате, казалось бы, направление финансировалось, но реальных результатов фермеры не ощутили, а если и ощутили, то они превышают стоимость затраченных ими средств. Так работать в рыночных условиях нельзя, и ни одна развитая страна мира так не работает. Отныне будут конкретные задачи и темы с четкими индикаторами результата, основанные на текущих и прогнозируемых потребностях общества и (или) рынка», — сказал он.
Например, вместо большой темы «развитие сельского хозяйства» в качестве конкретной задачи будет указан вывод сорта культуры, дающей определенное качество и урожай на конкретной почве и в климатических условиях. Следовательно, финансирование не будет распределяться между множеством несвязанных между собой и практически бесполезных тем, как сейчас, а будет сконцентрировано на получении конкретного, реально ощутимого результата. Ученые больше не будут придумывать себе задания, они будут конкурировать с другими учеными по оптимальности способов, методов и ресурсов решения задач, выносимых на конкурс. Таким образом, финансирование проектов ППФ (программно-целевого финансирования) будет решать конкретные, актуальные задачи, необходимые для страны.
Кроме того, он отмечает, что в рамках исполнения поручения Главы государства финансирование науки в этом году увеличено в два раза. В последующие годы также планируется ежегодно кратно увеличивать финансирование науки. Выделены средства на ремонт и укрепление материально-технической базы научных организаций. Содержание и обновление научной инфраструктуры также важны для развития отрасли.
«Очень важное новшество. Ранее конкурсы на науку проводились раз в 3 года. Соответственно, если ученый не получал грант, так как следующий конкурс проводился только через 3 года, многие ученые, не дожидаясь такого длительного времени из-за отсутствия финансирования, меняли свои направления и уходили из сферы науки, что не секрет. Кроме того, за 3 года произошло много изменений, требующих научного сопровождения. Теперь конкурсы будут проводиться ежегодно, а срок реализации проектов установлен в 3 года», — сказал министр.
По словам министра образования, все конкурсные процедуры, включая подачу заявок, принятие решений о финансировании, прием итоговых отчетов, будут осуществляться в единой цифровой базе. Кроме того, будет разработана открытая база всех финансируемых государством проектов с указанием цели гранта или программы, суммы финансирования, результатов, всех этапов внесения изменений в первоначальную заявку и отчеты.