Западноказахстанский ученый, доктор филологических наук, профессор Мурат Сабыр поделился своими размышлениями в связи со статьей Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», сообщает КазИнформ.
По его словам, статью можно назвать новой ступенью абаеведения.
— Это переосмысление, перечитывание духовного наследия великого поэта с высоты XXI века, пробуждение исторической памяти народа. Казах Кабдолов сказал: «Абай – наш духовный отец». Когда меняются времена, между отцом и сыном, внуком третьего поколения неизбежно возникают недопонимание, борьба мировоззрений. Тем не менее, их связывает невидимая духовная ткань, корень. Если этот корень оборвется, нация исчезнет, превратится в двуликую толпу, не узнающую себя, – говорит ученый.
Духовный корень казахской нации – это Абай, язык, на котором говорил Абай, письменная литература, основанная Абаем. Поэтому глава государства отмечает: «В его стихах и словах отражены национальный характер, облик, быт, жизнь, мировоззрение, нрав, душа, религия, мораль, язык, дух, и впоследствии это было оценено как уникальное явление – мир Абая».
Когда-то русский поэт А. Твардовский сказал: «Какая надежда, какая польза от коммунизма без Пушкина?». Если мы, народ Казахстана, хотим стать Вечным народом, мы должны идти в будущее с Абаем. «Если мы внимательно посмотрим на произведения Абая, мы увидим, что он искренне желал прогресса и процветания страны, всячески пропагандировал эту идею. А мы точно знаем, что основа прогресса – в образовании и науке», – говорит автор. Да, XXI век – это век не силы рук, а силы ума. Интеллектуальное поколение казахской нации должно знать языки семи народов, владеть семью видами знаний.
В статье всесторонне раскрывается, что путь Абая – это путь народа. Также открыто говорится о необходимости заинтересованности каждого гражданина в государственных делах. Почему великий Абай стенал: «О, мой народ, казахи мои, мое племя?». Потому что он думал о нации, жаждал государственности. Его душа болела, он скорбел, видя шепчущуюся, завистливую, хвастливую толпу. Он говорил от имени народа и сам стал целостным человеком, целой нацией. Великий путь казахского народа – это путь труда, указанный Абаем, воспитание патриотичного поколения, которое неустанно трудится, добывает скот не попрошайничеством и следует путем предков. Молодое поколение, укоренившееся в родных традициях и родном языке, которое не поддастся глобализации и не растворится в чужой культуре, – это будущее страны.
«Сегодня, сидя в центре независимого Казахстана, о котором мечтали предки, стоит задуматься над вопросом: в чем разница между казахом времен Абая и казахом сегодняшним. Опередили ли мы, выиграли ли скачки, или же мы тянем друг друга за полы в суете? Глава государства глубоко размышляет о том, что гражданин нового общества, составляющего ядро Нового Казахстана, должен быть целостным человеком, который, по словам Абая, одинаково владеет разумом, силой и сердцем. «Мудрец Абай – гений мирового уровня, вышедший из казахской земли. Он подарил всему человечеству плоды разума», – эти веские слова призывают нас познать свое собственное достояние. Чтобы извлечь уроки из каждого слова Учителя нации и поднять авторитет нашей суверенной страны, нас ждут великие дела, которые предстоит совершить для развития языка Абая, казахского языка как государственного языка, братья!» – подытожил свои мысли Мурат Сабыр.