Профессор Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, доктор филологических наук Айтмухамбет Турышев высказал свое мнение по поводу статьи Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», сообщает КазИнформ.
Ученый отметил, что с интересом прочитал упомянутую статью Президента РК, опубликованную в газете «Egemen Qazaqstan».
«Абай – явление, данное казахам свыше. В статье Президента Абай назван основоположником новой литературы нации. Действительно, Абай вывел казахский литературный язык на новый уровень, и его роль в развитии казахской поэзии, несомненно, является новым этапом. Глава государства также обратил внимание на то, что в основе идеи формирования интеллектуальной нации стоит Абай. Действительно, Абай служил сохранению и единству казахской нации. Он говорил: «Один из вас – казах, другой – друг. Без встречи все дела напрасны». Почему? Потому что он бил по таким порокам среди казахов, как хвастовство, пустая гордыня, зависть, лень. Будучи казахом, он критиковал плохие черты характера своих соотечественников ради нации. Например:
Мой многочисленный народ, мой Казахстан, мое дорогое племя,
Без бритвы усы упали тебе на рот,
Мы не различали хороших и плохих,
Твои щеки стали одной кровью, другой маслом», — сказал он.
Доктор филологических наук, говоря об усах, упавших на рот молодежи без бритвы, отметил, что Абай остро критикует зависть казахов друг к другу, а также их довольство лишь едой и питьем, и склонность к расслаблению пояса.
«Абай говорит: «В сущности, человек превосходит другого человека разумом, наукой, честью, нравом. Все остальное – глупость». Следовательно, Абай ставит интеллект на первое место. Он также подтверждает это словами: «Без науки нет ни загробной жизни, ни мира. Без науки намаз, пост, хадж – ни одно поклонение не будет принято». Эти слова должны заставить задуматься людей в современном обществе, особенно молодежь. Мысли Абая о науке и образовании дополняют казахскую пословицу: «Знание тысячу победит, сила одного»», — сказал ученый.
Он отметил, что Абай не просто голословно говорил об идее «целостного» человека. Он говорил, понимая суть и значение слова «целостный».
Машхур-Жусуп писал о «полном» человеке. Это – основная идея казахских мудрецов. Он хотел видеть казаха совершенным, обладающим полным знанием, умным, образованным, просвещенным. Он возлагал надежды на будущее. Знаменитый китайский философ Конфуций перечислил «пять основ добродетели». Он говорит, что если человек знает эти пять основных принципов добродетели, то он является развитым, добродетельным и безупречным.
Следовательно, наша главная задача – подготовить, воспитать и обучить образ «целостного» человека, о котором говорит Абай. В будущем «целостные» молодые люди станут главной движущей силой и опорой общества. Стихи Абая следует высечь на 175 камнях в Жидебае или Карауле, на родине Абая, в каждом городе Казахстана, и установить в парках и других видных местах, где много людей и где гуляет молодежь», — сказал Айтмухамет Турышев.