Профессор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, доктор филологических наук Шакир Ибраев прокомментировал статью Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», сообщает корреспондент КазИнформа.
«Статья Президента РК Касым-Жомарта Токаева об Абае называется «Абай и Казахстан в XXI веке». Как сразу видно из названия статьи, очевидно, что она написана с целью сопоставить глубокие мысли Абая, его размышления, выводы, соответствующие человеку, обществу, социальной среде, времени, с различными ценностями и происходящими событиями в жизни современного Казахстана. Хотя эпоха Абая была другой, его мысли, особенно касающиеся различных ценностей, характера, особенностей нашего народа, очень актуальны и в сегодняшнем обществе. Это показывает, что в условиях современного Казахстана есть очень много вопросов, над которыми стоит задуматься, сопоставить их с мыслями Абая, исправить наши недостатки, преумножить наши достоинства», — сказал ученый.
По его мнению, читая стихи Абая, кажется, что они адресованы конкретному человеку. Однако, в целом, Абай видел и смог красиво критиковать недостатки, которые допускал человек, казахское общество как народ.
«Писал я не для одного человека, а для всего народа. Было бы хорошо, если бы вы поняли, не осуждая». Таким образом, сам Абай ставит на повестку дня в своих стихах, что «мое письмо не для одного человека, а для всей нации». Теперь, с этой точки зрения, какие проблемы в современном казахском обществе можно сопоставить с мыслями Абая, рассматривать в их развитии? Конечно, это состояние, обстоятельства нашего сегодняшнего общества. Если есть недостатки, то это сказано не только простому казахскому народу. Это касается и власти, и системы власти. Конечно, мы должны требовать от народа всего хорошего и плохого, о чем говорит Абай. Отвращать от плохого и склонять к хорошему – это мысли, заключенные в Абае. Однако это нужно требовать не только от большинства, но и от нашей нынешней системы управления», — сказал Шакир Ибраев.
Доктор филологических наук также отметил, что Абай уделял большое внимание вопросу труда.
«Если рассматривать это понятие, то, конечно, для развития государства, страны, народа вперед, в первую очередь, мы должны всеобще трудиться честно. Но каков уровень отношения к труду в нашем обществе? Есть ли уважение к труду? Открыт ли путь честному труду? Справедливо ли оценивается труд работника? Или люди, обойдя его, разбогатевшие другим путем, имеют более высокий статус, чем трудящиеся? Разве не такие люди ценятся в обществе? Следовательно, система власти также должна задуматься о требовании труда и оценке этого труда. Более того, в обществе открыт путь таким плохим привычкам, как изворотливость, достижение цели, богатства разными путями, жалобы. «У кого из казахов есть разум, тот в мгновение ока готов к клевете. Признак изворотливости – подача жалобы, даже если нет долгов, есть пять или шесть задолженностей». Чтобы избавиться от подобных явлений, мы должны сопоставлять мысли Абая с хорошими и плохими процессами, происходящими в современном казахском обществе», — сказал он.
Ученый, анализируя стихотворение «Не гордись, не найдя науки», выразил сожаление, что мы до сих пор не можем избавиться от плохих черт характера, о которых говорил Абай во времена своего жизни.
«У Абая есть слова: «Сплетни, ложь, хвастовство, лень, расточительство». Это не отдельные черты характера. Это пять недостатков, которые существуют вместе, как единое целое в человеке. Там, где есть сплетни и ложь, возникает хвастовство. Там, где есть хвастовство, происходит расточительство. Хвастовство, стремящееся казаться сильным, великим, и расточительство – это парные явления. Смогли ли мы искоренить этих пять врагов, недостатки, о которых говорил Абай, сейчас? Конечно, это большой вопрос. Наоборот, некоторые из них, кажется, усиливаются. Если же рассматривать «Стремление, труд, глубокая мысль, довольство, милосердие, подумай», то человек, честно трудившийся, обязательно будет стремиться к результатам своего труда. Человек, живущий своим честным трудом, будет доволен, человек, живущий честным трудом, будет милосерден, склонен к состраданию, к пониманию чужих трудностей. Эти взаимосвязанные черты – хорошие качества в человеке. Чтобы усвоить такие хорошие качества, о которых говорит Абай, вся система власти и простой народ должны принять их как незыблемые принципы», — сказал Шакир Ибраев.