В своей жизни я видел двух рассказчиков казахов. Это были: один – покойный Жайык Бектуров, второй – наш аксакал Бекен Исабаев.
Поскольку Жайык аксакал жил в Караганде, мне посчастливилось часто с ним беседовать. Я наслаждался множеством содержательных рассказов этого старого мастера, видевшего героев Алашорды и советских деятелей, страдавшего в сталинских лагерях на Дальнем Востоке. Покойный Ака, Акселеу Сейдимбеков, тоже восхищался красноречием Жаке. Мы слушали его рассказы, усадив этих двух гигантов рядом. Сегодня все это как сон…
В такие моменты я искренне считал Жаке последним рассказчиком. Но это мнение как будто отпало после беседы с Бекеном ага. Однажды я специально поехал к Бекена ага и поговорил с ним. Разговор шел об Абае и его времени.
В тот раз Бекен ага раскрылся, как выдающийся скакун, «если начать с низа, то обгонит вершину, если начать рано, то обгонит вечер». После той поездки я был сыт по горло казахскими рассказами и вернулся воодушевленным.
Кстати, о казахских рассказах. В наше время казахских рассказчиков стало мало, и слушающих ушей тоже стало меньше. Человек, слушающий проникновенный рассказ рассказчика, избавляется от тоски – депрессии. Раньше, когда казахов охватывала печаль, они слушали мудрые рассказы, возвышенные песни, сладкие мелодии. Так они смывали печаль с души. Сегодня ничего этого не осталось. Эфир захватили злые духи, телевизор оккупировали черти.
«Слово рождается из слова, а из чего родится, если не говорить», – говорят казахи. Но нелегко родить слово из слова. Это особое искусство, доступное только мудрецам. Иногда мы возвеличиваем болтливых пустомелей, называя их рассказчиками. Что поделать, если рассказчиков нет.
Дожил до этих лет, слушал множество рассказчиков. И в процессе пытался проникнуть в тайну того, как стать рассказчиком. Тогда я заметил, что у рассказчиков есть несколько общих качеств. Среди них я хотел бы особо выделить четыре качества, присущие рассказчику. Первое: у рассказчика есть «отверстие уха, дверь груди», то есть он никогда не забывает услышанное ухом и увиденное глазами, у него очень хорошая память, и он воспринимает увиденное и познанное «дверью груди», то есть слушает сердцем и запоминает в глубине души. У человека без «двери груди», с дурными намерениями, упрямого, никогда не получится стать рассказчиком.
Второе качество: у рассказчика – безупречная любовь к времени, о котором он рассказывает, и к дорогим личностям того времени.
Третье качество: любовь к своему народу и земле в сердце. Человек без такого качества не может стать рассказчиком. Из гордого, высокомерного, эгоистичного, корыстного человека рассказчик не получится.
Четвертое: земля должна быть рассказчиком. Герой страны, чья земля не является рассказчиком, не может стать рассказчиком.
Рассказчик должен иметь чистую, как у ребенка, душу, быть без враждебности (агрессии), много видевшим, много познавшим, и, самое главное, обладать совершенной мудростью.
Всеми этими качествами обладал Бекен ага.
В конце Бекен ага оставил после себя удивительное произведение «Край великих». С «Краем великих» имя Бекена ага будет жить до скончания века. Если эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая» ценна своей широкой эпической художественностью, то «Край великих» Бекена Исабаева, изображающий Абая и его время, важен своей документальностью, написанностью с позиции свободомыслия, без классовых противоречий.
В этом году отмечалось 175-летие Абая, 90-летие Бекена ага. Я мечтал и грезил о том, что на вершине этого торжества, как посол эпохи Абая, будет сидеть Бекен аксакал, и мы все будем низко кланяться мудрому аксакалу, и это тоже станет украшением праздника. Чьи мечты сбываются…
Прощай, Бекен ага. Мы не забудем Вас! Пусть Ваш свет сияет в раю!
Из записи Ерлана Толеутая в Facebook