В английском языке есть замечательное слово «statesman». Это слово используется в западном обществе для описания политиков и государственных деятелей с большим опытом в политике, высоким авторитетом в обществе, правильными и устойчивыми позициями и ценностями. Например, в США к настоящим «statesman» относят Дж. Вашингтона и А. Линкольна из числа живших ранее, а из более поздних — покойного сенатора Джона Маккейна называют последним представителем этого типа.
Главное отличие стейтсменов от рядовых политиков заключается в том, что в критических ситуациях они всегда ставят интересы государства выше личных интересов и интересов однопартийцев. Принимая решения, влияющие на государственные институты и жизнь граждан, они откладывают в сторону свои политические амбиции и называют черное черным, а белое — белым. Самое главное, стейтсмены всегда стараются быть на стороне «белого» как словом, так и делом.
А в казахском языке слово «statesman» используется как «мемлекетшіл» (государственник). Во многих случаях это слово часто используют нынешние сторонники политического режима для оправдания своих действий, противоречащих человечности, продлевающих жизнь несправедливой системы, наносящих вред жизни простых людей. Кроме того, чтобы возражать людям, требующим справедливых решений от власти, они прибегают к слову «statesman» и призывают стать такими же «государственниками», как они сами. То есть, «statesman» — одно из слов, которое в нашем обществе используется совершенно неправильно.
Однако это не означает, что в Казахстане совсем нет личностей, которых можно назвать «statesman». Есть все основания назвать покойного мудрого аксакала Серикболсына Абдилдина «последним стейтсменом в 30-летней истории независимого Казахстана». Потому что он посвятил всю свою политическую карьеру практической работе принципа сдержек и противовесов (check and balance), который считается основой демократии. То есть, он был человеком, выступавшим против узурпации государственной власти исполнительной властью (президентом) путем полного подчинения себе законодательной власти (парламента) и судебной власти.
Иными словами, Серикболсын Абдилдин — антидот нынешней казахстанской политической системы, пораженной коррупцией и подхалимством, где двуличие стало нормой, а все государственные институты привязаны к одному человеку.
Действительно, Серикболсын Абдилдин проиграл в политической конкуренции нынешней системе. Потому что он соревновался по правилам игры, придуманным беспринципными, лишенными человечности, трусливыми политиками, боящимися честных выборов. Поэтому С. Абдилдин проиграл как при роспуске Верховного Совета в 1993 году, так и на президентских выборах 1999 года.
Тем не менее, хотя С. Абдилдин и проиграл в хитрых политических играх, он останется в политической истории независимого Казахстана как мудрый победитель. Потому что политическое наследие Абдилдина — это наследие деятеля, пытавшегося предотвратить политический тупик, в который сейчас попал Казахстан. Наследие Абдилдина — это наследие политика, противостоявшего диктатуре. Наследие Абдилдина — это наследие великой личности, ставившей национальные интересы выше личных.
Аксакал Абдилдин с честью выполнил свою историческую миссию. Своим жизненным путем он доказал, что в условиях авторитаризма возможно оставаться верным демократическим ценностям на протяжении всей жизни.
Но это не означает, что верная служение народу такого выдающегося политика, как Абдилдин, закончилось. Отныне политическое наследие С. Абдилдина будет служить казахскому обществу. Для этого поколение, родившееся в годы независимости, которое сделало первые шаги при роспуске Верховного Совета, и я, переступивший порог школы, когда мудрый аксакал участвовал в президентских выборах, а также старшее поколение, ставшее свидетелем политической истории 1990-х годов, должны быть максимально верны общему гражданскому долгу — «стремиться признать наследие С. Абдилдина, выражать уважение, передавать его последующим поколениям». Также новая волна политиков должна сделать наследие Абдилдина путеводной звездой, а политических активистов, небезразличных к будущему страны, — талисманом. Только тогда политическое наследие С. Абдилдина будет служить как до дня достижения народом Казахстана подлинной демократии, так и после него.
Да упокоится душа твоя в раю, последний стейтсмен казахского народа!
Шалкар Нуруйтов