Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин раскритиковал правительство за неспособность организовать работу по защите объектов социальной инфраструктуры от терроризма, сообщает корреспондент Sputnik Казахстан.
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса рассматривался законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе заседания спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин поднял вопрос о состоянии террористической уязвимости объектов.
В этой связи он привел данные Антитеррористического центра при Комитете национальной безопасности. Согласно им, 35 процентов из 10 тысяч объектов в стране, то есть 3,5 тысячи объектов, не защищены от терроризма. Это организации культуры и образования.
«Причина в нехватке денег. Повторю еще раз, это данные Антитеррористического центра», — сказал спикер.
На это заявление Нигматулина ответил заместитель начальника центрального штаба Герман Диденко. По его словам, в настоящее время в республике насчитывается около 17 тысяч объектов различной формы собственности. Среди них есть террористически уязвимые объекты как центрального аппарата, так и на местном уровне, а также находящиеся в частной собственности.
«Что касается контроля за выделением средств на объекты, о которых вы говорите, и надзора за их расходованием. При акиматах работают антитеррористические комиссии, которые возглавляют акимы областей. Они собираются ежеквартально и рассматривают эти вопросы. Разрабатываются предложения, проводится комплексная проверка Министерством внутренних дел. Ежегодно каждый объект проверяется, готовятся предложения и выносятся на заседание комиссии. А затем поднимается вопрос финансирования», — пояснил он.
Диденко отметил, что деньги выделяются не всем одинаково.
«Герман Владимирович, мы именно об этом и говорим. У нас есть такая же республиканская комиссия. Когда вы проводите заседания, вы передаете эти данные в Правительство. Алихан Асханович, вы должны вмешаться в этот вопрос не как министр финансов, а как первый вице-премьер. Акиматы ведь не существуют отдельно от Правительства, особенно в вопросах финансирования. Нужно собраться с коллегами и сказать им, что школы не защищены от терроризма. А кому принадлежат объекты — это второстепенный вопрос. Завтра, когда это здание рухнет, нам будет все равно, в чьей оно собственности», — возмутился Нигматулин.
Спикер Мажилиса посоветовал правительству прийти к единому решению.
«Деньги есть. Если какой-либо руководитель местного или центрального государственного органа не чувствует ответственности, то правительство должно вызвать его и «встряхнуть». Обеспечение безопасности детей в школах, граждан в местах массового скопления людей — наша задача. Власть — это вы и мы. Что это за беспечность?» — сказал председатель нижней палаты.
Нигматулин поручил первому вице-премьеру Алихану Смаилову держать на контроле вопрос террористической уязвимости социальных объектов Правительством.
«Предложения есть, они соответствуют международным требованиям. В плане финансирования мы вас поддерживаем. Но организация этой работы со стороны правительства хромает. Вопрос о том, что 3,5 тысячи объектов образования и культуры не соответствуют требованиям, не должен стоять на повестке дня. Таких объектов вообще не должно быть», — подчеркнул спикер Мажилиса.
Смаилов отметил, что в школах в первую очередь необходимо установить видеонаблюдение. Кроме того, должен присутствовать соответствующий офицер.
«Сейчас Правительство, учитывая важность работы по противодействию терроризму и религиозному экстремизму, приняло соответствующую пятилетнюю программу. Вопрос финансирования программы также решен. В рамках нее предусмотрена реализация мер по противодействию терроризму. В этом году на реализацию этой программы мы выделяем 58 миллиардов тенге. В следующем году — 26 миллиардов тенге, далее ежегодно — 36 миллиардов тенге», — сообщил министр финансов в кулуарах Мажилиса.
Кроме того, по его словам, местные исполнительные органы должны выделять дополнительные средства из своих бюджетов на борьбу с терроризмом для местных объектов.