Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов высказался о повышении качества профессионального и высшего образования, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Недавно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты PISA, однако результаты международного исследования PIAAC, которое эксперты называют «PISA для взрослых», остались вне поля зрения общественности. Это исследование оценивает навыки чтения, математической грамотности и решения задач в цифровой среде у людей в возрасте от 16 до 65 лет. Следует особо отметить, что Казахстан впервые принял участие в этом исследовании. Результаты Казахстана показали, что навыки взрослых (математика – 247, чтение – 249 баллов) находятся на уровне граждан Испании и Италии в среднем, но значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР (грамотность чтения – 266, математическая грамотность – 262). Кроме того, были выявлены и уникальные для Казахстана результаты», — написал министр на своей странице в социальной сети.
Например, PIAAC показал, что пик развития человеческих навыков приходится на возраст 25-34 лет, а после этого начинается спад. Навыки молодежи (25-34 года) оказались такими же, как и у старшего поколения (55-65 лет), а в некоторых случаях и ниже.
«Если не принять срочные меры, через 20-25 лет навыки населения могут снизиться еще больше. В целом, 50% граждан в возрасте 25-34 лет имеют высшее образование, в то время как только 27% людей в возрасте 55-65 лет получили высшее образование. Половина населения Казахстана достигла только второго уровня по грамотности чтения (49%) и математической грамотности (52%), а только четверть населения (25%) находится на высоком уровне. Это означает, что жители страны могут работать только с легкими текстами, а также с информацией, не требующей анализа, экспертизы и интерпретации», — пояснил министр.
По его мнению, важным трендом является уровень владения навыками и частота их использования: чем чаще навыки используются как в повседневной жизни, так и на работе, тем выше их уровень.
Кроме того, по результатам исследования выяснилось, что только 17% казахстанцев участвуют в различных образовательных мероприятиях. Это один из самых низких показателей.
«Следует отметить, что рост уровня образования положительно влияет и на рост уровня навыков. Это лишь некоторые примеры итогов данного исследования. При этом важно не относиться к результатам исследования легкомысленно, а отслеживать общую картину системы образования и принимать системные меры. Учитывая вышеизложенное, мы поставили перед собой несколько задач», — сказал А. Аймагамбетов.
В связи с этим, во-первых, необходимо существенно повысить качество профессионального и высшего образования. Все вузы и колледжи Казахстана должны руководствоваться результатами PIAAC при подготовке отечественных кадров. Они должны не просто готовить специалистов для рынка труда, но и обучать необходимым навыкам – учиться учиться (learning how to learn).
«Во-вторых, необходимо увеличить финансирование высшего образования путем повышения стоимости государственных грантов. Это позволит укрепить материально-техническую базу и повысить заработную плату преподавателей», — отметил глава ведомства.