ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Улугбек Есдаулет: Литература начинается с этики

Улугбек Есдаулет: Литература начинается с этики

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
9 декабря, 2019
in Без рубрики
0

– Улықбек Оразбайулы, Союзу писателей Казахстана исполняется 85 лет. Этот творческий союз, где концентрируется интеллигенция, до сих пор воспринимается как вестник светлой мысли, благородства и добра. Несмотря на то, что раньше он был подчинен «социалистическому реализму», литература питалась милосердием, честностью и высокими чувствами. От чего же черпает силу и как дышит современная литература?

– Вы совершенно правы. Литература начинается с этики. Художественная литература – это священное понятие, как школа или мечеть, и нельзя входить в нее со злыми намерениями. Если входите, старайтесь делать это с чистым сердцем и добрыми намерениями, а если будете заходить постоянно, очиститесь от сомнений и грехов, станете внутренне богаче. А мысль о 85-летии Союза писателей, этой вершине, на которую опирается наша художественная литература, уводит в глубокие пласты истории.

Итальянский поэт XVIII века Уго Фосколо говорил: «Литература – самое свободное и независимое искусство, если она предатель, то не стоит и гроша». Социалистический реализм, который вы упомянули, был порождением цензуры, ограничивал творческую свободу и привязывал к системе. Это факт. Даже в те мрачные времена, когда литература стала орудием идеологической доктрины, наши истинные творцы обращались к художественной правде и старались не отступать от высоких идеалов литературы. Как вы верно отметили, они прокладывали путь благородству и стали сокровищницей милосердия и доброты. Как говорится, «потомок вороного коня, если не вороной, то гнедой». Современная литература – дитя литературы прошлого. Однако среди нее есть и «змеи, вышедшие изнутри», и «пестрые, и разноцветные». Причина в том, что вместе с общественной формацией изменились и русло, и направление творческих поисков. Во-вторых, появились новые возможности, дарованные новой, свободной эпохой, свободной от узды и оков. Писателям открылся свободный доступ к мировым библиотекам через интернет и социальные сети, позволяющий насыщаться мировой литературой вдоволь. Хотя мы и оставили позади буржуазное общество, функция литературы, испокон веков воспитывающая в людях благородство и человеколюбие, все же не утрачена.

– Пролистывая справочник «Летопись литературной жизни», мы ознакомились с докладами, начиная со слов С. Сейфуллина на I съезде писателей Казахстана, И. Жансугурова, ставшего движущей силой развития Союза и литературы в целом, а затем докладами С. Муканова, Г. Мустафина, Г. Мусрепова, А. Алимжанова, Ж. Молдагалиева, О. Сулейменова, К. Наймамбаева, Н. Оразалина. Мы поняли, что судьба и бремя литературы в разные периоды были разными. Главный вопрос к литературе на пороге тридцатилетия независимости: образ героя новой эпохи, которого ждало общество, существует в виде идеи или уже создан?

– Тема обретенной независимости стала камнем преткновения для прозаиков в первое десятилетие, хотя поэты активно ее осваивали. Это потому, что способ создания идеального положительного героя, сложившийся за семьдесят лет, оказался непригодным для новой эпохи. Рыночная экономика подчинила человека и общество своим жестким правилам. Тем не менее, казахская проза не осталась в стороне. Начав с некоторой нерешительности, она приступила к созданию кирпичей для новой эпохи, к строительству ее стен, к исправлению недостатков прошлого. В прозе первыми двинулись вперед молодые и опытные писатели: Габиден Кулахметов, Таласбек Асемкулов, Жусупбек Коргасбек, Талаптан Ахметжан, Нургали Ораз, Дидар Амантай, Айгуль Кемельбаева, Нуржан Куантайулы, Талгат Кенесбаев, Сауле Досжанова и другие представили рассказы, повести и романы, отражающие дыхание сегодняшнего дня. Позже присоединилась «тяжелая артиллерия»: Абиш Кекильбаев, Кабдеш Жумадилов, Мухтар Магауин, Шерхан Муртаза, Аким Тарази, Анес Сарай, Толен Абдик, Дулат Исабеков, Бексултан Нуржеке, Софы Сматай, Кажигали Мухамедкалиев, Кадырбек Сегизбайулы, Тынымбай Нурмагамбетов, Мархабат Байгут, Несипбек Даутайулы, Дидахмет Ашимханулы, Алибек Аскаров, Серик Байхонов, Куандык Туменбай, Рахымжан Отарбаев и другие представили объемные произведения, связанные с их жизнеутверждающими рассказами.

Ищущий человек, несомненно, найдет героев новой эпохи в новых произведениях этих писателей, а также молодых писателей, чьи имена не были упомянуты.

– Как организована работа литературных жанров? Раньше казалось, что кризис охватил всю литературу, а сейчас видно, что в тупик зашли только отдельные жанры. Каково направление и уровень развития жанров? Получают ли произведения литераторов должную оценку и проходят ли они через сито истинного осмысления?

– В прозе, поэзии и драматургии появились достойные произведения. Наш старший товарищ Дулат Исабеков представляет драматургию на европейских сценах. Мы являемся свидетелями того, как пьесы драматургов Султанали Балгабая, Ирангаяпа, Ермека Аманшаева, Серика Асылбека, Розы Мукановой, Думана Рамазана, Мадины Омаровой и других нашли своего зрителя. В поэзии в современных стихах и поэмах таких поэтов, как Темирхан Медетбек, Исраил Сапарбай, Жаркен Бодеш-улы, Несипбек Айтулы, Есенгали Раушанов, Серик Аксункарулы, Гульнар Салыкбаева, Тыныштыкбек Абдикакимов, Мейирхан Акдаулет-улы, Байбота Кошым-Ногай, Ертай Ашыкбай, Галым Жайлыбай, Бауыржан Жакып, Мурат Шаймаран, Маратай, Талгат Ешен-улы, Бакытжан Алдияр, Бакыт Беделхан, Жараc Сарсек, Акберен Елгезек, Ерлан Жунис и других, чувствуется дыхание новой эпохи.

Наряду с этими жанрами успешно развиваются сатира, детская и юношеская литература. Однако я не могу сказать, что все представители всех жанров получают своевременную и справедливую оценку. Потому что мы не развиваем художественную критику. Опытные критики, такие как Алия Бопежанова, Бакыт Сарбалаев, Турсынжан Шапай, Амирхан Мендеке, ушли в другие сферы, как будто сбежавшие олени, и не касаются своих близких жанров. В литературной критике сегодня, кроме нескольких талантливых и разборчивых писателей, таких как Амина Курмангалиева, Амангельды Кеншилик-улы, Багашар Турсынбай-улы, большинство не проявляет интереса. А ведь именно критики пробуждают общественное мнение, осмысливают, делают выводы и высказывают свое решающее слово о произведениях.

– Были переназначены руководители региональных филиалов Союза писателей. Большинство из них – молодежь. Расскажите о причине приоритета, отдаваемого молодежи…

– Среди руководителей региональных филиалов директор карагандинского филиала, выдающийся поэт Серик Аксункарулы, раньше всех подал заявление об увольнении по собственному желанию и предложил на свое место талантливого прозаика и поэта, главного редактора журнала «Касым» Серика Сагынтая. Вскоре начальник Жамбылского областного филиала, известный прозаик Несипбек Даутайулы, также попросил назначить на его место талантливого поэта Хамита Есамана. Поэтесса Акуштап Бактыгереева, прозванная «белым лебедем Ак Жайыка», и поэт-борец из Кереку, руководитель филиала Арман Кани, в последнее время также подают подобные заявления. Дело в том, что они решили освободиться от обременительных обязанностей и полностью посвятить себя творчеству.

– Значит, новые требования времени требуют и новых методов и форм работы. С какими трудностями вы столкнулись при руководстве правлением? Какие выводы вы делаете? Как живет Союз писателей Казахстана?

– Слава Богу, нашлись уважаемые люди, уважающие литературу и сочувствующие писателям, которые помогли вывести Союз писателей из тупика. Мы сами, как сказал Култегин: «Днем не сидел, ночью не спал, кровь свою проливал», неустанно работали день и ночь, разработали и запустили множество новых проектов, основанных на поиске финансирования. Таким образом, все трудности, которые вызывали седину, истощение нервов и сжимали сердце, остались позади, как страшный сон.

Нас спасла программа «Рухани жаңғыру». Благодаря новым проектам в нашу казну начали поступать пусть и небольшие, но средства. Мы начали постепенно выплачивать зарплату нашим сотрудникам, постепенно избавляться от накопившихся за годы налогов и кредитов, висевших на нашей организации, и привели рабочий ритм в нормальное состояние. Мы взялись за масштабные проекты и организовали международный поэтический фестиваль, посвященный 20-летию Астаны, крупный евразийский форум писателей, а этой весной – форум писателей столиц Шелкового пути в Нур-Султане, и испытали себя в деле. Постепенно мы рискнули взяться за мегапроект. Это I Форум писателей всей Азии, прошедший в начале сентября в столице. Это собрание, в котором приняли участие около 80 писателей из 38 из 44 стран Азии, вошло в историю культуры и литературы. До этого подобный форум проводился в нашей стране лишь однажды, 46 лет назад в Алматы, как V конференция писателей Азии и Африки. В ходе этих встреч мы подписали меморандумы с писательскими организациями многих стран и установили взаимные связи.

– Мы привыкли считать талантливых людей неприспособленными к жизни, но, вероятно, писатели, молодые и пожилые, полностью поняли и подчинились суровым законам и правилам рынка?

– Поняли, конечно. Но какая от этого польза? Несмотря на смену общественной формации, большинство писателей не смогли адаптироваться к новому времени. Творец дал поэтам и писателям дар творчества, но не коммерческие способности. Большинство старшего поколения писателей, перешедших из прошлого в настоящее, за исключением единиц, не знают ничего, кроме написания произведений; они неуклюжи, непрактичны, беззаботны, многие из них, хоть и красноречивы, но, как вы заметили, неприспособленны к жизни и быту, лишены навыков торговли и не способны защититься от жестокой эксплуатации рынка. Они настолько смирились, что находятся в беспомощном состоянии, как будто говорят: «Бог послал – мы смирились». Нет больше тех гонораров, которые можно было бы получить в свое время. Поэтому мы пишем акимам областей, прося финансовой, материальной и моральной помощи, чтобы они назначали гранты и стипендии местным писателям, награждали их и издавали их книги.

Акимы нескольких областей, уважающие литературу, прислушались к нашим предложениям, поддержали и одобрили наши проекты и планы. Особенно хочу отметить большое сочувствие к писателям акима Атырауской области Нурлана Ногаева, акима города Алматы Бакытжана Сагинтаева и акима Актюбинской области Ондасына Оразалина, которые всегда положительно относятся к нашим инициативам. Они оказывают большую поддержку миру литературы. Поэтому мы выражаем им благодарность, а также акиму города Нур-Султан Алтаю Кольгинову, который открыл «Аллею писателей» на видном месте проспекта Абая в нашей столице, подарил зданию филиала Союза писателей на пересечении двух берегов величественное здание, обставил его мебелью и даже решил вопросы коммунальных расходов. Также выражаем благодарность руководителям Алматинской, Карагандинской, Акмолинской, Жамбылской областей Амандыку Баталову, Женису Касымбеку, Ермеку Маржикпаеву и другим, уделившим внимание молодым писателям, а также акиму Восточного региона Даниалу Ахметову, издающему библиотеку «Абай әлемі», и молодому акиму города Шымкент Ерлану Айтаханову, который добавил поэтического очарования Шымкенту, ярко украсив его улицы стихами великого Абая и до Акберена, а также их красочными изображениями.

– До сих пор мы с пониманием относились к причудам сильных мира сего, держа их на ладони, насколько это было возможно. В их понимании поэт – это не просто поэт, а ангел. Писателя тоже почитали как святого и поклонялись каждому его произведению. Но даже несмотря на это, в критические моменты, когда их судьба висела на волоске, если они молчали, то суровый казахский народ не мог простить им этого. Уважает ли народ писателей так же сегодня, прислушивается ли власть к их словам, как раньше?

– Такое отношение все еще существует. Среди наших писателей есть уважаемые старцы с авторитетным словом и компетентные, уважаемые деятели, способные высказывать взвешенное мнение и твердую мысль в любой среде. В вопросах национального значения, когда обсуждался статус языка, судьба земли, писатели, не стесняясь, высказывали свое мнение власти. Особенно история свидетельствует о том, что старшее поколение всегда стояло на высоте правды и проявляло себя как борцы и деятели. С ними считаются и народ, и власть. Однако некоторые очень уважаемые старшие коллеги, которые раньше защищали национальные интересы, в последнее время, выходя на трибуну на собраниях, вместо того чтобы говорить о положении страны и литературы, стали уделять внимание самовосхвалению. Несмотря на то, что народ устал от тяжелого труда, Алашский народ благодарен им. Следовательно, нужны новые поколения писателей-деятелей, которые могли бы продолжить их мысль, занять их место в выражении мнения большинства. Народ, который с любовью относится к любому писателю, ждет от нас поддержки и слов утешения.

– В последнее время как в Союзе, так и в ПЕН-клубе часто проводятся литературные форумы. Писатели со всего мира свободно владеют английским языком, а русский язык у них тоже льется рекой. Чем можно объяснить незнание нашими писателями иностранных языков?

– Да, формируется положительное отношение к национальной литературе. Мы благодарны Президенту и его Администрации, Государственному секретарю, акимам и министрам за то, что они стали обращать внимание на Союз писателей, прислушиваться и поддерживать его. С их одобрения мы реализовали проект «Литературное краеведение» в рамках программы «Рухани жаңғыру». Благодаря этому многие писатели, оторвавшиеся от сельской местности и истории края, посетили страну, написали новые произведения и получили гонорары. Их произведения теперь готовятся к изданию.

Двухтомная антология казахской литературы переведена на шесть самых распространенных языков ООН, и презентации проходят одна за другой.

Несколько слов о знании языков. Человек, знающий много языков, становится более общительным. В качестве примеров я бы привел Мурата Ауэзова, Есенгали Раушанова, Бакытжана Канапиянова, Даурена Бериккажыулы, Танагоз Толкынкызы. Они вносят огромный вклад в распространение казахской литературы по всему миру. Раньше у нас не было стремления знать иностранные языки, кроме русского. Откуда взяться стремлению при отсутствии спроса?

А после организованных в прошлом году международных форумов у писателей появилось такое стремление. Острая необходимость в иностранных языках, в том числе в английском, стала очевидной. Это признали даже некоторые наши коллеги, выступающие против трехъязычия. При организации Азиатского форума мы привлекли в Союз писателей молодых специалистов, владеющих иностранными языками, а также наняли двух учителей из компании «Томас эдьюкейшн» и провели для наших сотрудников курсы английского языка в течение всего лета. Есть поговорка: «Кто знает семь языков, тот заботится о семи народах». Мы поняли, что наши поэты и писатели должны знать языки, чтобы заботиться не только о семи народах, но и о своих произведениях. Пришло время, когда они не должны вариться только в собственном соку, а должны общаться с зарубежными коллегами и переводиться на иностранные языки. В этом вопросе знание языков уже сейчас лучше у молодежи.

– Мы обычно узнаем характер поэта и писателя по его произведениям. Были такие строки: «От поэта нет опасности, если не выводить его из себя». Что вас, как поэта, приводит в ярость, что вызывает гнев?

– Меня возмущает откровенная несправедливость, а ложь и двуличие я ненавижу.

– Спасибо за беседу.

Беседовала

Айгуль АХАНБАЙКЫЗЫ,

«Egemen Qazaqstan»

Previous Post

Новые объекты вошли в спецпроект «Сакральная география Казахстана» в трех районах Акмолинской области

Next Post

На заседании Совета при Президенте РК подведены итоги Года молодежи

Next Post

На заседании Совета при Президенте РК подведены итоги Года молодежи

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.