На фото: Рашит Бейсекеев, Арман Каниев, Болат Какежанов
Ровно 50 лет назад, в конце 1969 года, в городе Павлодар была создана националистическая молодежная организация «Жас ұлан». Члены организации, состоявшей из группы учащихся №3 областной казахской школы-интерната (ныне №3 областная гимназия-интернат), тайно действовали среди сверстников, пропагандируя идеи суверенитета и независимой государственности. На видных местах города и некоторых населенных пунктов были расклеены листовки, призывающие общественность к борьбе против колониализма, и планировалось на первомайском параде 1970 года в центре города поднять транспаранты с лозунгами «Даешь казахские школы и детские сады!». Однако организация была раскрыта в январе того же года областным управлением Комитета государственной безопасности.
В советское время говорить и писать об организации «Жас ұлан» было запрещено. Только в период независимости в различных средствах массовой информации, в интернете появились отдельные публикации, были сняты документальные фильмы, подготовлены теле- и радиопередачи.
В этом году из фонда Павлодарского областного управления государственных архивов был обнаружен документ объемом 56 страниц, касающийся организации «Жас ұлан». В материалах говорится, что дело «жасулановцев» было передано самому Генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко, Павлодарская областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении активных членов организации по статьям 58 (организация действий, направленных на совершение особо опасных государственных преступлений, участие в антисоветских организациях) и 56 (призывы к осуществлению антигосударственных преступлений) Уголовного кодекса Казахской ССР, но это дело было прекращено республиканской прокуратурой. По итогам расследования деятельность «жасулановцев» была оценена как политически опасная, а их личные качества были представлены в максимально негативном свете. Мы сочли целесообразным представить эти архивные материалы вниманию читателей, сопоставив их с известными нам фактами.
В организацию «Жас ұлан» входили не только националистически настроенные учащиеся №3 казахской школы-интерната, но и учащиеся некоторых других учебных заведений области. Был написан устав организации, составлен план мероприятий. Велись протоколы заседаний. С каждого члена был собран взнос в размере 50 тиын. Эти средства расходовались на приобретение канцелярских товаров, необходимых для работы организации, и на транспортные расходы. Для управления организацией был создан руководящий орган под названием «комитет». Этот орган регулировал вопросы реализации деятельности «Жас ұлан». В комитете действовали отделы агитации и пропаганды, культурно-массовых мероприятий, административно-хозяйственный, связи.
Членами организации «Жас ұлан» были следующие подростки:
Учащиеся №3 школы-интерната – Каниев Арман, Бейсекеев Рашит, Кусаинов Сембай, Какежанов Болат, Каженов Кайролла, Алиева Гульбаршын, Жунусова Айгуль, Кабылбеков Кайрат, Оспанова Алия, Беков Ахмет, Махметова Алтын, Мусин Саниял, Сексенбаев Дуйсенгали, Таттин Бакибай, Карагаев Абай, Жандосова Куляш, Сагынаева Кайрпану, Абдыгалимов Шеризат, Амантаев Вахит, Габдылгазизова Куляш; Учащиеся средней школы №1 города Ермак (ныне Аксу) – Джамалбаев Бакыткерей, Жапаров Кайыргельды; Учащийся средней школы совхоза «Красное Общество» Павлодарского района – Нуртазин Нурболат; Студент сельскохозяйственного техникума станции Красноармейка – Бектұрғанов Бакытбек.
В состав комитета организации «Жас ұлан» входили следующие подростки:
Каниев Арман (председатель), Бейсекеев Рашит (заместитель председателя), Каженов Кайролла, Какежанов Болат, Кусаинов Сембай (члены). Позже в комитет вошли Габдылгазизова Куляш, Алиева Гульбаршын, Жунусова Айгуль. Махметова Алтын собирала взносы и выполняла обязанности казначея, а Жунусова Айгуль занималась ведением протоколов заседаний.
Текст листовок написал Каниев Арман, а текст напечатал на пишущей машинке Кусаинов Сембай. (Сестра Сембая, работавшая секретарем в Ермакском городском суде, принесла домой пишущую машинку в связи с пожаром в здании суда). Листовки размножил и доставил из Ермака в Павлодар Жапаров Кайыргельды, распространяли Каниев Арман, Бейсекеев Рашит, Каженов Кайролла, Кабылбеков Кайрат, Нуртазин Нурболат.
Для агитационно-пропагандистской работы организацией Каниев Арман, Каженов Кайролла, Мусин Саниял написали стихи националистического направления.
Каждый член «Жас ұлан» был обязан привлекать в организацию надежных сверстников. На собраниях говорилось о том, что казахи теряют родной язык, культуру, традиции, сокращается количество казахских школ, в Павлодаре из 33 школ только 2 являются казахскими: школа-интернат №3 и средняя школа №10 имени Абая, в вузах обучение ведется только на русском языке, отсутствуют детские сады для казахскоязычных детей и дошкольников, казахский театр, очень мало казахских названий улиц, кафе, магазинов. Эти слова они повторяли во время допросов в областном управлении КГБ и на комсомольских собраниях, не отступая от своих идеалов. Например, в специальном сообщении прокурора области Л.Н. Иванова Генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко говорилось: «В ходе профилактической работы в школе-интернате №3 и обсуждения фактов, имевших место на комсомольском собрании, Каниев не изменил своих ошибочных взглядов, а также представил свое письменное выступление на бюро городского комсомольского комитета, в котором он высказался в поддержку изоляции казахского народа, сравнивая русский народ с колонизаторами, а политику Коммунистической партии и Советского правительства по национальному вопросу – с политикой царской России в отношении малочисленных народов».
Несмотря на это, уголовное дело, возбужденное в отношении членов организации «Жас ұлан», дошедшее до руководства Советского Союза, было прекращено. Почему? На наш взгляд, осуждение несовершеннолетних подростков за политическую деятельность в 1970 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина и 50-летие образования Казахской ССР, было бы бесславным делом, равносильным отрицанию национальной политики и идеологической работы компартии. Были ли учтены эти обстоятельства, или же проявили сострадание к судьбам несовершеннолетних, кто знает, но первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Ахметович Кунаев, по-видимому, не дал согласия на лишение свободы членов организации. Этот слух мы тогда услышали «из первых уст» и считаем его правдоподобным. Вероятно, поэтому к «жасулановцам» были применены другие виды наказаний.
После завершения расследования в управлении КГБ администрация школы-интерната провела общешкольное собрание, собрание комсомольской организации, родительское собрание, педсовет по сценарию, предложенному областным партийным комитетом, и нанесла «жасулановцам» серию морально-психологических ударов. Выступавшие на собраниях учителя и комсомольские активисты не только критиковали политическую деятельность «жасулановцев», но и оскорбляли их лично, доходя до унижения чести и достоинства их родителей! Например, со стороны учителей прозвучали клеветнические слова: «Бедняги, подражающие гнусным делам «Алаш Орды»!», «Нахлебники, пьющие бесплатную еду интерната и говорящие слова империалистов!». Один из преподавателей физики по фамилии Омаров даже заявил: «Если бы мне дали власть, как во времена Сталина, я бы расстрелял этих детей вместе с родителями своими руками!» – показав, что он больше похож на палача, чем на педагога.
Сразу же городской комитет комсомола Павлодара, администрация школы-интерната и комсомольская организация приступили к наказанию руководящего состава «Жас ұлан». В частности, на бюро городского комитета комсомола, состоявшемся в апреле 1970 года, руководитель организации Каниев Арман Бактанович, члены комитета организации Жунусова Айгуль Ашимкызы, Алиева Гульбаршын Кабдыкаримовна были исключены из рядов ВЛКСМ «за политико-идеологические ошибки в вопросе национальной политики». Болат Какежанов, Сембай Кусаинов, Кайрат Кабылбеков, Алтын Махметова получили строгий выговор «за грубое нарушение школьной дисциплины и правил», и этот выговор был занесен в их комсомольские учетные карточки. Кроме того, исключенный из комсомола Арман Каниев, получивший строгий выговор Сембай Кусаинов и не являвшиеся членами комсомола Кайролла Каженов и Саниял Мусин после окончания 9 класса были «по собственному желанию» отчислены из учебного заведения, а в их табелях успеваемости по дисциплине была поставлена оценка «3». Остальным «жасулановцам» было сделано строгое предупреждение.
Со стороны областного отдела образования и администрации школы-интерната было оказано давление на классного руководителя 9 «А» класса, учителя географии Абжанову Газизу Рамазановну, в котором учились несколько «жасулановцев», и она была освобождена от обязанностей классного руководителя.
Среди подростков, сочувствовавших организации «Жас ұлан», были:
Учащиеся №3 школы-интерната – Толеубаев Закир, Ташмухамедова Шолпан, Асанбаев Каршыга; Учащийся средней школы №1 города Ермак – Темирбаев Серик; Учащийся средней школы Белогорье (Коктобе) Майского района – Сарсенбаев Аскар; Учащийся ПТУ №164 города Ермак – Рысымбетов Кайырбай. С этими подростками была проведена разъяснительная работа за сокрытие информации о деятельности организации «Жас ұлан» от других, несмотря на то, что они знали о ней.
Однако сотрудники КГБ с самого начала с сомнением отнеслись к тому, что школьники создали политическую организацию, и предположили, что за этим должен стоять взрослый человек, ведя расследование в этом направлении. Сначала среди подозреваемых искали учителей школы-интерната №3 и образованных родственников «жасулановцев». Было выдвинуто предположение, что один из бывших членов организации «Жас тұлпар» специально приезжал в Павлодар и создал организацию «Жас ұлан». Каждого из активистов пытались обмануть, используя коварные слова: «Кто этот человек из Алматы, мы знаем его без тебя, но если ты сам расскажешь, твое преступление будет смягчено». Мы ответили правду: «Мы слышали об организации «Жас тұлпар», созданной Муратом Ауэзовым в Москве, мы брали эту организацию за образец, но мы не видели ни самого Мурата Ауэзова, ни его соратников».
Тем не менее, был один взрослый человек, косвенно связанный с организацией «Жас ұлан». Это был Рахметхан Нурбасаров, преподаватель музыки в казахской средней школе №10 имени Абая и руководитель кружка художественной самодеятельности в клубе «Мелькомбинат». Узнав о нашем аресте, Рахаң сам пришел в управление КГБ и дал объяснения о том, что он знал об организации учащихся, но посчитал деятельность «жасулановцев» детской шалостью и не придал ей особого значения, а в их политической деятельности он не участвовал. Он также сообщил, что через Армана Каниева, с которым у него были хорошие отношения, он лишь стремился привлечь талантливых учеников-музыкантов, таких как его товарищи Рашит Бейсекеев, Кайролла Каженов, в кружок художественной самодеятельности в «Мелькомбинате». Несмотря на это, сотрудники КГБ пытались представить Рахметхана Нурбасарова как человека, создавшего организацию и руководившего ею. Ведь поимка взрослого человека, совершившего государственное преступление, вовлекая несовершеннолетних школьников, была бы действием, повышающим авторитет органов безопасности, по сравнению с задержанием самих школьников. Однако в ходе расследования было установлено, что Р. Нурбасаров не агитировал других подростков вступать в организацию, и даже не поднимал разговоров националистического характера среди учащихся в школе №10, где он преподавал музыку. В противном случае ему грозило бы лишение свободы. Тем не менее, на собрании педколлектива школы №10 Р. Нурбасарову был нанесен морально-психологический удар, и на бюро городского комитета комсомола Павлодара, состоявшемся в мае, он был исключен из рядов ВЛКСМ с обвинением «за действия, несовместимые с высоким званием члена Ленинского комсомола», и был вынужден уйти с преподавательской работы в школе.
Мы позже почувствовали, что официальное наказание переросло в скрытое политическое давление…
Тем не менее, труд «жасулановцев», решившихся на опасное дело, стремясь к суверенитету и государственности в суровое советское время, не пропал даром. После инцидента с «Жас ұлан» в одном из детских садов Павлодара была открыта казахская группа. Позже этот сад стал первым казахским детским садом под названием «Ақ бұлақ» в масштабах области! Названия улиц и магазинов начали давать на казахском языке.
Выступление павлодарских подростков против национальной политики Советского правительства и коммунистической партии показало общественности, что эксперименты по проверке национального самосознания коренного народа в республике, восхваляемые такими громкими словами, как «Планета ста наций», «Лаборатория дружбы», не приведут к добру. Таким образом, «жасулановцы» внесли свой вклад в некоторое замедление темпов колониальной политики Кремля в Казахстане!
Большинство из этих подростков в период независимости превратились в известных граждан, направивших свою энергию на укрепление основ государства и процветание общества. К сожалению, некоторые из них ушли из жизни рано, не увидев рассвета свободы, о которой они мечтали.
…Таким образом, «жасулановцы», всколыхнувшие национальное сознание в 15-летнем возрасте в 1969 году, сегодня превратились в мудрых старейшин, которым по 65 лет. Теперь они с надеждой смотрят в будущее, веря, что сегодняшнее молодое поколение так же всей душой почувствует ценность суверенной государственности, как и они сами, и с юношеским задором будет способствовать тому, чтобы государственный флаг развевался высоко.
Арман ҚАНИ,
Қайролла КӘЖЕНОВ,
активисты организации «Жас ұлан» в 1969-1970 годах.
Город Павлодар.
На фотографиях: 1. «Жас ұландар»: (слева направо) Рашит Бейсекеев, Арман Каниев, Болат Какежанов. 2. Гульбаршын Алиева. 3. Кайролла Каженов. 4. Кайрат Кабылбеков.
1969 год, город Павлодар.