Октябрь-ноябрь 2019 года были полны громких событий в религиозной сфере. В частности, суд над 14 казахстанцами, эвакуированными из Сирии, интервью бывших жен боевиков ДАИШ СМИ. Представляем вашему вниманию интервью с экспертом Асылбеком Снадиным на темы причин радикализации верующих, сил, влияющих на отъезд казахстанцев в горячие точки мира.
– Какие религиозные мотивы преобладали у казахстанцев, уехавших в Сирию?
– Большинство уехавших в Сирию действительно верили в религию и придерживались законов шариата, но находились под влиянием идеологий деструктивных течений. Большинство вернувшихся на родину в рамках гуманитарной операции «Жусан», в том числе осужденных за террористическую деятельность, являются сторонниками салафитского течения. Салафизм оказал огромное влияние на радикализацию казахстанцев, включая граждан стран СНГ. Если мы хотим, чтобы верующие в Казахстане больше не радикализировались, нам следует проводить профилактическую работу, препятствующую распространению ложной идеологии салафитского течения. Особенно важно активно работать с молодежью, стремящейся познать ислам.
– Назовите, пожалуйста, важные причины, влияющие на радикализацию нашего общества?
– Сложно выделить конкретные важные причины, толкающие людей на радикальный путь. Каждый эксперт, опираясь на свой теоретический и практический опыт, выдвигает различные причины. Во многих случаях радикализацию связывают с экономическим, социальным положением народа и низким уровнем религиозной грамотности. Наряду с комплексными причинами, следует рассматривать радикализацию наших граждан и в региональном разрезе. Ошибочно говорить об универсальных причинах, общих для всех. Каждый регион имеет свои особенности. Государство борется с радикализацией, но процесс продолжается среди молодежи. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые с 2008 года. Максимальный рост осужденных за терроризм и экстремизм был зафиксирован в 2016 году, когда наши граждане массово выезжали на Ближний Восток.
– Недавно глава КУИС заявил, что 300 осужденных с радикальными взглядами вернулись к традиционным взглядам. Возможно ли такое на практике?
– По данным профессионального учреждения, в настоящее время в системе исправления отбывают наказание 700 казахстанцев за религиозный экстремизм и терроризм. А изменение взглядов 300 человек – это удивительная ситуация. Тем более, что такие заявления звучат с высоких трибун. Честно говоря, я отношусь к такой статистике с сомнением, поскольку всем известно о нехватке профессиональных теологов с большим опытом в сфере реабилитации. Теоретически, любой сторонник чуждого течения может открыто заявить об изменении своих взглядов и продолжить жить по прежним канонам.
– Как можно задействовать кадры Духовного управления мусульман Казахстана в реабилитационной работе КУИС?
– Насколько мне известно, уполномоченные имамы в областях активно задействованы в реабилитационной работе местной уголовно-исполнительной системы, встречаются с осужденными для проведения лекций. Однако, поскольку такая работа не оплачивается, имамы не проявляют к ней интереса. В 2018 году Комитет по делам религий и ДУМК заявили об открытии центра повышения профессионализма кадров, занимающихся реабилитационной работой, при Египетском исламском культурном университете «Нур-Мубарак». Я верю, что это, в свою очередь, станет хорошей платформой для повышения профессионализма имамов и теологов, занимающихся реабилитационной работой.
Беседовал С.Билялов.