Нынешний Казахстан – это государство, признанное мировым сообществом как многоэтническое и многоконфессиональное государство с устоявшимся общественным согласием.
За годы независимого развития наша страна смогла доказать, что люди разного происхождения и разных религиозных убеждений могут мирно сосуществовать под одной крышей. Доказательством этому может служить то, что наша страна стала площадкой для формирования глобального диалога мировых и традиционных религий.
Известно, что мировые религии развиваются во взаимном сотрудничестве. Хотя наша страна формируется как светское государство в конституционном порядке, мы являемся неотъемлемой частью мусульманской цивилизации. Именно поэтому наша история на протяжении веков тесно связана с исламом, который составляет основу духовной культуры казахского народа.
Сегодня насущной проблемой, видимой всем, является религиозная ситуация, в частности, положение молодого поколения в религии. На мой взгляд, это вопрос, связанный с ролью традиционных религий в обществе наряду с эффективным проведением государственной политики.
Роль традиционной религии в патриотическом воспитании молодежи очень высока. Молодежь должна вырасти достойными гражданами, уважающими культуру и историю своей страны, родной язык и традиции предков. Безусловно, в этой работе должны участвовать аксакалы, представители интеллигенции и старшее поколение.
Если патриотическое чувство и чувство Родины зарождаются с колыбели и продолжаются в детских садах, школах, вузах и трудовых коллективах, то большое значение имеет воспитание молодежи в духе честного труда и крепкой веры. В этом, вероятно, и заключается смысл учения ислама «Любовь к Родине – от веры».
К сожалению, в последнее время в обществе наблюдаются негативные явления, такие как пропаганда и поощрение крайних взглядов в религии под прикрытием религии, распространение религиозной нетерпимости. Горькая, но правда в том, что некоторые наши соотечественники оказались под влиянием чуждых религий. Народ, жаждавший духовности в годы Советской власти, массово начал возвращаться к религии после обретения независимости. К сожалению, религиозная неграмотность, сформировавшаяся за долгие годы, привела к ошибкам некоторых наших граждан. Доказательством этому служат судьбы наших граждан, которые отправились в Сирию, охваченную войной, поддавшись ложной идее построения государства «чистой религии», взяли в руки оружие и сегодня возвращаются на родину в рамках операции «Жусан».
Основная проблема здесь – искаженное донесение религии. Основным фундаментом и доказательством ислама являются Коран и сунна пророка Мухаммеда (мир ему), вытекающие из принципов Корана. На протяжении веков известные ученые исламского мира разъясняли эти основы и формировали их ответвления. В связи с этим хочу отметить, что мнения и позиции, противоречащие мазхабу, основанному на ханафитском толковании, и акыде, сформированной Матуриди, находятся вне нашей традиционной религии в казахском обществе. Идеи чуждых религиозных течений, какими бы логичными они ни казались, оцениваются как противоречащие традиционному пониманию ислама в нашей стране.
Если религия – это благо, ведущее к счастью для человека, правильно ее понимающего, то для человека, понимающего ее неправильно, это большое несчастье. Мы знаем из истории и видим в сегодняшней ситуации отдельных стран, что неправильное понимание религии является инструментом, приводящим целые страны и общества к хаосу. Злонамеренные люди, хорошо понимающие это, стремятся использовать этот инструмент для получения политических очков под видом религии и отравляют сознание молодежи с низким уровнем религиозной грамотности.
В целом, мы должны открыто признать сегодня, что ослабление контроля над ретроградными и чуждыми течениями стало большой ошибкой в сфере религии за первые двадцать лет независимости. В результате этого некоторые наши молодые люди с поверхностной религиозной грамотностью поддались обману чуждых течений и стали приверженцами чуждых религий.
Представители чуждых течений, хорошо знающие современные требования и вкусы молодежи, широко распространяли свои проповеди среди них через широкие возможности интернета. Преступления религиозного характера, совершенные в нашей стране за последние 7-8 лет, свидетельствуют об этом.
В настоящее время уполномоченный орган в сфере религии, проводя религиоведческую экспертизу, препятствует распространению религиозной литературы экстремистского направления, видео-аудио и других чуждых материалов. Это очень важная работа, которую, я думаю, еще предстоит совершенствовать и усиливать… В связи с этим следует отметить, что в литературе и материалах, пропагандирующих идеи чуждых религиозных течений, невозможно найти обоснованные мысли, основанные на глубоких знаниях религии.
Как показывает жизнь, сегодня быть духовной личностью требует постоянной практики. В современном мире образованный человек никогда не останется позади. Поэтому молодежь должна ценить дарованные Всевышним молодость и золотое время, прилагая все усилия для получения образования и освоения определенной сферы профессии.
С религиозной точки зрения, молодежи желательно знать, сохранять и уважать традиции своего народа. В связи с этим следует отметить, что наши предки умели различать добро и зло в вопросах религии, принимали и придерживались религии не как совокупности внешних атрибутов и условных обрядов, а как универсального религиозного учения, имеющего естественную связь с этнической культурой и философией народа.
Наш Елбасы Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» особо подчеркнул: «…светский облик нашего государства – важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие политики Казахстана, все казахстанцы».
Мы – как сказал Елбасы, народ, который укрепил свои основы, стремится к благополучию, ценит свое наследие и един в своем многообразии. Интеллектуальный, творческий потенциал нашего народа очень богат. Поэтому мы, объединившись, не должны позволять никому посягать на духовную целостность нашего народа и стабильность нашего общества.
Мейрам Иманбайулы,
независимый эксперт