В настоящее время на отечественных каналах не так уж мало обсуждаются проблемы в рамках шоу или социальных программ.
Программы на телеканалах, посвященные шоу-бизнесу и другим легким темам, избегающие цензуры, не только журналистской, но и этической грани, заполонили эфир, как грибы после дождя. Если казахская журналистика пойдет в таком направлении, то ситуация, несомненно, станет опасной. Любой желающий берет в руки программы на голубом экране, что приводит к отстранению профессиональных журналистов от указанной сферы. Возможно, отражение этой ситуации в современном обществе связано со снижением уровня специализации и профессиональных навыков журналистов. Те, кто превратил экран в площадку для рекламы шоу-бизнеса и прославления жизни звезд, имеют свои скрытые цели. Или же то, что общественное мнение, социальные идеи подстраиваются под этот информационный поток, является одной из главных причин быстрого распространения болезненного явления.
Сегодня мы считаем нужным поговорить не о количестве и качестве отечественных программ, а о работе наших коллег в них.
Недавно мы были в гостях на творческом вечере нашего коллеги из Жетысу, Маулена Анербая, в городе Капчагай, под названием «Давайте вместе создавать будущее». На этом вечере я познакомился с девушкой из Алматы, ей было около 23-24 лет. Недавно эта девушка связалась со мной, ее голос дрожал.
– Я хотела бы попросить у вас совета. Вы ведь из этой сферы. Я работаю только в торговле, – начала она разговор. Меня пригласили в качестве гостя на программу «Ниет» на Национальном канале «Казахстан». До понедельника нужно приехать, тема – алименты, – сказала она. «Какое отношение ты имеешь к этой теме?» – спросил я, удивленный. Я даже не знал, что эта девушка, с которой я недавно познакомился и больше не общался, была замужем и развелась, и у нее есть ребенок. Она рассказала мне в общих чертах об этом разговоре и спросила: «Стоит ли мне идти, или нет?» Скрывая свое удивление судьбой молодой девушки, я сказал:
– Тебе нужны алименты? Ты не можешь сама содержать своего ребенка? Сможешь ли ты выдержать разговоры знакомых, друзей, родственников после выхода в эфир? Не будет ли это обидно для родителей? Реши, подумав обо всем этом. Я не могу сказать тебе сейчас, идти или нет. Если ты готова ко всему, то удачи, – сказал я.
Она сказала, что подумает, и положила трубку. Вскоре я получил сообщение: «Спасибо вам! Я не готова, я не пойду».
Если бы эта девушка не подумала, не попросила совета у человека из этой сферы, как бы развивались события? Если бы она, не посоветовавшись ни с кем, улетела в Нур-Султан, увлеченная желанием появиться в эфире, и рассказала бы свою судьбу в эфире, кто мог бы гарантировать, что она сможет выдержать разговоры людей после эфира, свои внутренние эмоции и мысли?
Недавно, я думаю, вы помните подобный случай, который дошел до суда. Тогда тоже, не вдаваясь в суть проблемы, многие еще не забыли историю студентки, которая пришла в эфир «торговать своей девственностью». Студентка Казахского национального педагогического университета имени Абая в Алматы, Айнұр, стала «жертвой» подобной программы. Программа «Өз ойым» на Седьмом канале, после того как привезла девушку из Алматы в столицу, переключила тему на другой канал. А дальше произошло то, что известно всем. Родственники девушки осудили ее, родители опечалились, а учебное заведение отчислило ее. Спор между юмористом Нурболханом Шараповым, который проявил активность в этом случае, и ведущей Ләйлой Сұлтанқызы, которая сказала: «Я хочу, чтобы программа поднимала проблемы нации, а не половых органов», дошел до суда.
В связи с этим вспоминается Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451 «О средствах массовой информации». В нем говорится: «Разглашение сведений, составляющих государственные секреты, или иной охраняемой законом тайны, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику проведения антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение порнографических и радио-телепрограмм специального сексуально-эротического характера, а также показ кино- и видеопродукции, нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 6 статьи 10 настоящего Закона, а также повторное в течение одного года нарушение требований пункта 31 статьи 14, статей 15 и 16, является основанием для приостановления выпуска (выхода в эфир) средств массовой информации в установленном порядке».
Не входят ли вышеуказанные примеры в перечень программ, пропагандирующих насилие, социального и специального сексуально-эротического характера, указанных в этом законе? Или мы неправильно поняли?
Вообще, таких примеров очень много. Стало обычным делом, когда гости-редакторы телепрограмм «обманом» приглашают гостей в студию. Когда договариваются по телефону, называют одну тему, а придя в эфир, обсуждают совершенно другую, гость студии сам оказывается в недоумении. А в таких случаях наши журналисты не стесняются говорить гостю: «Если бы мы сказали настоящую тему, вы бы не пришли». В таких случаях не знаешь, что сказать коллегам. А если скажешь, не удивляйтесь, если вам ответят: «Ворон ворону глаз не выклюет». В связи с этим мы слышим от коллег по телепроектам возражение: «Если не исправится критика, не исправится недостаток». Говорят, но программы, которые они делают и выпускают в эфир, не выдерживают критики. Ищут недостатки у самого зрителя, который указывает на них. Ладно…
Мы знаем, что приглашение гостей и рейтинг важны в телевизионных проектах. Однако при создании программ, обсуждающих чью-то судьбу, нельзя торопиться с приглашением героев и лишать их возможности подумать. Наоборот, перед эфиром следует объяснить ситуацию, рассказать, что будет после эфира, и только потом приглашать. Какой бы важной ни была ток-шоу или социальная программа, нельзя безразлично относиться к судьбе человека. Необходимо постоянно учитывать воспитательное влияние телеканалов и держать в центре внимания вопрос: «Какое воспитание мы даем?»
Различные ток-шоу, легкие музыкальные программы распространились, и помимо этого, включение русскоязычных в казахские программы, легкая музыка, полуобнаженные дешевые шоу – это одно, но сама работа журналистов стала горячей проблемой.
Создание таких программ, как вышеупомянутые, обманное приглашение гостей в студию, разжигание национальных проблем, «решение» судьбы человека одним эфиром – все это стало делом, к которому относятся спустя рукава. После этого снижается доверие к настоящим журналистам, которые являются мостом между властью и народом. Потому что увеличилось число журналистов, которые присоединились по пути, не чувствуют ценности слова и духа нации, не переживают за язык, работают только ради оплаты своего труда.
Нас учили в журналистике: «Будь правдивым, не обманывай, имей свою позицию и не отступай от нее». А кто же тогда обманом приглашает гостей в студию? Откуда взялись эти журналисты? Непонятно.
Вообще, перед выпуском таких программ в эфир должен проходить «художественный совет». К сожалению, в настоящее время художественные советы в любой сфере в нашей стране, кажется, утратили всякую функцию и необходимость. В связи с этим мы считаем нужным отметить, что без возрождения «художественных советов» не обойтись. Без них будет нарушен эстетический вкус зрителя, будут пропагандироваться чуждые человеку ценности. Затем испортится вкус, отравится сознание. Изменится мировоззрение, потускнеет национальный код. Поэтому, кажется, необходимо включить в «художественный совет» образованных и квалифицированных специалистов, чтобы повысить качество работы журналистов и телепрограмм. Не зря говорят в народе: «Если хочешь стать народом, приведи в порядок свою колыбель», возможно, сейчас говорят: «Если хочешь стать народом, приведи в порядок свой эфир».
Мы лишь хотим, чтобы гости-редакторы на телеканалах были честны в своей профессии и не позорили журналистику. Иначе не секрет, что есть и более важные проблемы.
Акбота МУСАБЕККЫЗЫ