ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Уларбек Нургалимулы: «Ему была свойственна свобода мысли…»

Уларбек Нургалимулы: «Ему была свойственна свобода мысли…»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 ноября, 2019
in Культура
0

Писатель, драматург Рахымжан Отарбаев написал трагикомедию «Әбутәліп әпенді», поставленную Атырауским областным драматическим театром имени Махамбета, в 1991 году. Это была первая попытка Рахымжана в драматургии. С тех пор из-под пера Отарбаева вышло около двадцати пьес.

Его любовь к этому жанру и труд были огромны. Мастер прозы, который писал с неудержимой страстью, не был чужд таинственному миру драматургии. Писатель Смагул Елубай, с самого начала заметивший уникальность его почерка в прозе, сказал: «Рахымжан Отарбаев – единственный писатель в казахской литературе, продолжающий дело Мусрепова». А для того чтобы написать короткие сценические зарисовки, движения и напряженные драматические произведения, держащие зрителя в напряжении благодаря точным и лаконичным диалогам, нельзя выплеснуть на бумагу все слова. Если повествование – это кирпич прозаического произведения, то в драматическом произведении вам придется строить дом без стен (возможно, с несколькими опорами, а может, и без них). Именно эта особенность драматургии стала для такого писателя, как Рахаң, который «гонит слова, как овец», самоограничением, если сказать так, то не ошибимся. В целом, хотя в казахской литературе много писателей, драматургов среди них немного. Возможно, в этом одна из причин. Некоторые наши писатели, продолжая писать в прозе с размахом, вторгаются в сферу драматургии и строят стены сценических постановок из самана, не особо заботясь о качестве, что иногда приводит к тому, что зрители засыпают. В драме диалог, построенный на конфликте, должен вести вперед. «Однажды я дважды посмотрел спектакль, поставленный узбекским театром, где играл Рахаң. Иногда, увидев красивую женщину на улице, я говорю: «Душа моя, Анфиса!» Это влияние драмы…», – сказал писатель, ныне покойный Талгат Кенесбаев, отвечая на вопрос журналиста о драматургии Отарбаева.

Отарбаев смог покорить и эту трудную вершину драматургии. Он даже подошел к драматургии (нравится это кому-то или нет) со своим собственным взглядом, своим собственным подходом. Доказательством этому служит пьеса «Абай – судья». Эта пьеса, поставленная в 1995 году Международным театром Айтматова в Бишкеке, отличалась от обычных пьес о традиционных личностях. В ней ставилась цель взглянуть на сегодняшний день глазами Абая. В пьесе Абай сходит с памятника и гуляет по Алматы. Он встречается с акимом города и задает вопросы. Он даже идет на базар и видит сегодняшних Дильду и Айгерим, торгующих. Неожиданно? Конечно, неожиданно. Это был особый прием драматурга, искавшего ответ на вопрос: «Что бы сказал Абай, увидев наше сегодняшнее состояние, наше духовное состояние?».

Основная нить творчества Рахымжана – размышление о времени, в котором он живет. Время само подталкивало его к этому. Ведь народ, достигший независимости, но растерянный из-за неопределенности своего пути и будущего, не имел возможности заглянуть в свою сущность и был в смятении, что наложило отпечаток на его перо. Теперь ему казалось нелогичным ставить Абая в архаичные битвы прошлого и любоваться им. Он использовал тот факт, что пороки его времени гораздо яснее видны глазами Абая.

Пьеса «Голова» также написана в том же духе. В ней нет Махамбета с обнаженным мечом. Есть только голова, извлеченная из могилы. Это голова Махамбета, пролежавшая семнадцать лет в подвале в Алматы. Но есть Икылас, убивший его, и его соратник Исатай. Самое интересное, что это герои сегодняшнего дня. Они предстают под именами, окружавшими Махамбета. Один – министр, другой – директор, третий – ученый, спешат по своим делам. А теперь посмотрите на сегодняшнего Икыласа, на его Исатая… Все это проносится перед вашими глазами. Внутри все сжимается от боли, становится стыдно, тяжело. Прекрасное решение, конечно! Отсюда видно, как сила пера выдавливает гной общества, как оно лечит его болезни.

«Рахымжан Отарбаев – выдающийся представитель казахской интеллектуальной прозы XXI века», – сказал знаменитый писатель Чингиз Торекулович, названный «Айтматовым человечества». Следовательно, этот интеллектуальный взгляд позволил высоко оценить и драматургию Отарбаева. Философия пьесы автора под названием «Двойник» поражает. Это можно назвать диагнозом основной болезни людей не только сегодняшнего дня, но и будущего. «Частые постановки драматургии Р. Отарбаева обусловлены поднятием им крупных мировых проблем», – сказал в одном из интервью его друг детства, журналист Таңатар Дарелұлы. Подтверждение этому можно увидеть в этом произведении.

Бай, чья голова оказалась в опасности ради денег, получает предложение от мошенника Конга, приехавшего из Америки с намерением жениться на его сестре, найти двойника. В одной из сцен бай говорит: «Дело вот в чем. Великие люди… богатые… (чихает) черт возьми… у всех есть двойники. Даже у участкового полицейского есть двойник. Ночью он ходит в его одежде и насвистывает. Ты, мой…», – и тут же его потенциальный «двойник», не дав ему договорить, соглашается «сыграть» эту роль за деньги, даже не задумываясь о прямой опасности для своей жизни.

В этой пьесе присутствует и характерный для Отарбаева едкий сарказм. Рахаң, как писатель, который преследует мысль, а не слова, точно и с горькой иронией высмеивает неизлечимые болезни общества. Эта особенность пьесы проявляется в диалогах не открыто, а скрыто, не явно, а тонко. В этой пьесе действия людей, начавших подменять то, что нельзя подменять, показаны в комедийном жанре. Обратим внимание на следующую сцену:

«II ДЬЯВОЛ: Эй, двойник, мы – черти.

ДВОЙНИК (испуганно, крича): Черт?!

I ДЬЯВОЛ: Да, черт. Ты продал нам свою душу.

II ДЬЯВОЛ: Душа твоя в этом мешке (показывая).

I ДЬЯВОЛ: Теперь твое имя – Бай. Так ведь, двойник?

II ДЬЯВОЛ: Помнишь, за сколько ты продал свою душу?

ДВОЙНИК: (дрожа): Десять процентов от полученного дохода.

I ДЬЯВОЛ: А, так. Мы околдовали Бая деньгами и купили его душу. Он – живой калека.

ДВОЙНИК: Я не Бай. Верните мою душу!

II ДЬЯВОЛ: Возврата нет. Твоя душа сбежала из твоего тела».

Как еще можно сказать о людях, которые потеряли свою сущность, свою радость, свою печаль и играют роли совершенно других людей в жизни? Их трагедия передается одним лишь словом двойника, который, согласившись за столько денег, говорит: «Верни мою душу!». Он действительно хочет «вернуть» свою душу. Он как будто сожалеет о своих действиях. Но духовно искалеченная душа, считающая, что смысл жизни – деньги, не так легко расстается со своими глубинными желаниями. Если в пьесе души Конбая дьяволы обменяли на деньги и бесстыдную мошенничество, то они говорят, что толкнули сестру Бая в проституцию и соблазнили его жену золотом. Противоположный им образ – старый отец. Дьяволам не справиться с ним, они не могут приблизиться к нему, рожденному от честной матери, не пившему грязного молока. То, что в конце пьесы чистые, невинные дети окружили этого персонажа, сохранившего свою человечность, «как отца», – это прекрасное решение, дающее покой душе. Ты безошибочно чувствуешь, что самое теплое гнездо людей – это грудь, сохранившая человечность. Дети тоже бегут к этому теплому гнезду. И тогда ты хочешь, чтобы будущие поколения тоже имели опору, направление в лице этой благородной груди, полной человечности. А потом… потом ты заглядываешь в себя…

ОТЕЦ, который не поддался этим мимолетным, обманчивым дьявольским мыслям, сохранивший в себе суть человека:

«…Вы не знаете языка денег, но забыли язык человека. Все вы – прислужники дьявола!» – говорит он. Это язык людей, которых нельзя заменить… Забыть язык близкого человека, который нельзя заменить, – разве это не человеческая трагедия сегодняшнего дня?

Рахымжан Отарбаев – не тот писатель, который, почесав затылок, поддастся большинству. Поэтому он написал «Жангир хана». Он ясно показал многие великие труды и мечты Жангир хана, чей негативный образ закрепился в памяти людей благодаря одному слову Махамбета: «Ты не хан, ты волк». Пьесы Рахымжана Отарбаева об исторических личностях, такие как «Бейбарыс султан», «Сырым батир», «Мустафа Шокай», как говорилось выше, стремились не к прямолинейному изложению событий из их жизни, а к раскрытию их личностной позиции и гражданских устремлений в контексте сложных конфликтов. А на этом пути нет конца труду. Одна только поездка в Каир несколько раз для написания пьесы «Бейбарыс султан» – это отдельная история. Все это пока не может уместиться в рамках небольшой статьи.

Он хорошо выбирал жанр для выражения своих мыслей. Публицистические мысли он выражал в острых интервью, более широкие образы – на широкой дороге прозы, а когда хотел раскрыть внутренний мир человека через его различные поступки, обращался к драматургии.

Однажды, увидев нашего собрата-писателя, похожего на скакуна, рожденного от родного брата, мы поздоровались. «Аға, мы прочитали ваше интервью», – сказали мы. «Люди, звонящие мне со словами «Я прочитал твое интервью», не дают покоя по телефону, почему же они не говорят «Мы прочитали твою беседу, твой роман, твою пьесу»?» – пошутил он. Конечно, это была злая шутка. Сила художественного произведения огромна! Тем не менее, уникальная личность Рахаң привлекала весь казахский народ, и люди стремились не только читать его книги, но и лучше узнать самого Рахаң, с жадностью слушать его слова.

Знаменитый театральный критик Аширбек Сығай, прочитав пьесу автора «Актриса», рассмеялся и сказал: «Если ставить, то русские поставят…». Потому что в ней безжалостно раскрываются многие скрытые конфликты между людьми в театральной сфере, откровенно говоря, такие подлые поступки, которые вызывают стыд.

В диалоге двух поэтов перед больничной палатой, где лежит Мукагали, в пьесе «Фариза и Мукагали»:

«ФАРИЗА: Аға, в последнее время некоторые хвалят мои стихи.

МУКАГАЛИ: Знаю, но похвала – как долг. Нужно вернуть. Не бери слишком много.

ФАРИЗА: У меня мало друзей.

МУКАГАЛИ: Мало – это хорошо. Дружба с животными – лучше отсутствие, чем наличие. А друзей для души, например, у меня нет никого, кроме тебя, Фариза. Аскар Сулейменов тоже говорил об этом. Я был безмерно рад, услышав о твоем подвиге.

ФАРИЗА: О, какой подвиг?

МУКАГАЛИ: Твой сын Аскара учился за границей, и ему срочно понадобилось много денег… Ты бегала. Нашла? Нет, нет! Тогда ты пришла к нему домой и сказала: «Эй, дурак, вот, возьми, не возвращай». И бросила пачку денег.

ФАРИЗА (смущенно): Зачем ты это сказал? Ты много видел предательства в этом мире?

МУКАГАЛИ: Много видел. Очень! Если не общаться с людьми, не проживешь, а если общаться, то не дадут жить.

ФАРИЗА: А карьера и слава?

МУКАГАЛИ (качая головой): Все преходяще. Временно. Если не черная метка на белой бумаге…

ФАРИЗА: Аға, я знаю, я тебя утомила, иди отдохни в палату».

Фариза и Мукагали – это он сам! Да, Рахымжан Отарбаев – это он сам! Его душа, его сущность, его характер – в его художественных произведениях. Поэтому он говорит: «Почему они не говорят «Мы прочитали твою беседу, твой роман, твою пьесу»?»… Невозможно передать это словами…

Если был один казахский писатель, который в последнее время не жалел ни души, ни имущества на пути к достижению истинных мыслей человеческого сознания, то это Рахаң! Он запечатал белую бумагу черными чернилами в беспокойные дни и бессонные ночи, еще раз доказав, что все, кроме этого, преходяще и временно.

С этим смелым, ушедшим смело, поколением свободной мысли независимого Казахстана следующее поколение будет общаться на страницах белой бумаги, на сцене театра… Этот век – долгий-долгий век!..

Уларбек Нургалимулы

Previous Post

ООН поддержала решение о прекращении проекта «Кокжайлау»

Next Post

Пропавшая школьница в Алматинской области нашлась в съемной квартире

Next Post

Пропавшая школьница в Алматинской области нашлась в съемной квартире

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.