На пресс-конференции в пресс-центре правительства вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Абылайхан Оспанов дал разъяснения по отмене адресной справки, сообщает «Ұлт ақпарат».
Как отметил А. Оспанов, с 1 ноября в Казахстане адресная справка не будет требоваться и будет исключена из перечня государственных услуг. То есть, ни один государственный орган, школа или медицинское учреждение не сможет запрашивать у граждан адресную справку с 1 ноября. Получить ее будет невозможно ни в филиалах «Правительства для граждан», ни на портале электронного правительства.
«При необходимости казахстанцы смогут проверить свой адрес регистрации в личном кабинете на портале электронного правительства egov.kz и в приложении eGov mobile», — сказал А. Оспанов.
Что касается государственных органов, то они будут получать эти сведения через свои информационные системы, интегрированные с базами данных Министерства внутренних дел.
Кроме того, А. Оспанов сообщил, что работодатели не имеют права запрашивать адресную справку. Прежде всего, в Трудовом кодексе отсутствует требование о предоставлении документа, подтверждающего адрес проживания.
«Если мы сегодня на государственном уровне убираем понятие адресной справки, то никто не имеет права требовать этот документ у гражданина при трудоустройстве. Поэтому мы говорим, что все работодатели должны привести в соответствие свои требования, касающиеся трудоустройства», — сказал вице-министр.
Помимо работодателей, адресную справку теперь не должны запрашивать все учреждения в стране.
«Мы сегодня кардинально меняем понятие места жительства и адреса проживания в стране. Раньше мы на каждом шагу, везде — при трудоустройстве, при приеме на работу, в медицинских организациях, детских садах, для заключения договоров с КСК и т.д. — должны были его подтверждать. Везде мы должны были идти, брать эту справку и предоставлять в учреждение, которое ее запрашивало. У нас не было оснований отказываться от необходимости этих сведений. А сегодня мы предоставляем такую возможность всем жителям. Теперь гражданин Казахстана не обязан никому доказывать, что он проживает по какому-либо адресу», — сказал А. Оспанов.
Что касается медицинских и образовательных учреждений, то в этих организациях имеются интегрированные информационные системы. Например, во всех медицинских учреждениях сегодня работают информационные системы, интегрированные с Единой системой медицинской информации. Для того чтобы попасть на прием к врачу, в первую очередь необходимо быть зарегистрированным по месту жительства. Если раньше на этом этапе наличие адресной справки было обязательным, то теперь оно не требуется.
«То же самое и в образовательных учреждениях. Работу с медицинскими и образовательными учреждениями мы начали в прошлом году. Прошлым летом было запрещено требовать от родителей предоставления адресной справки. Были проведены разъяснительные работы на уровне акиматов», — сказал вице-министр.
Кроме того, он сообщил, что на сегодняшний день в электронном формате выдается 28 справок. Ежегодно для предоставления в различные организации печатается более 20 млн справок. Со следующего года планируется поэтапно отменить и другие справки, подобно адресной справке. Для этого необходимо завершить работу по интеграции информационных систем.