На прошедшей сегодня пресс-конференции в Правительстве РК представители центральных госорганов рассказали о готовности к отмене адресной справки с 1 ноября т.г.
Проверить свое место регистрации казахстанцы могут в личном кабинете на портале электронного правительства egov.kz или через приложение eGov mobile. Данная информация уже доступна госорганам через их информационные системы, интегрированные с базой данных МВД.
Регулирование трудовых отношений
Как отметил директор Департамента трудового и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Баглан Жолпошов, в трудовом законодательстве нет требования по предоставлению адресной справки. Работодатель не вправе требовать такие документы.
«В трудовом договоре указывается адрес проживания. Этого достаточно. Сотрудник заполняет его самостоятельно. Дискриминация по месту проживания также недопустима. Если работник подвергается дискриминации, то работник может обжаловать действия работодателя, если тот требует документы, не предусмотренные трудовым законодательством. Он может обратиться в судебные органы для защиты своего права, так как он еще не является работником и не оформлен в трудовые отношения», — сказал Б. Жолпошов.
Если гражданин является работником данной местности, то он может обратиться с жалобой на действия работодателя в местный орган по трудовой инспекции. Трудовые инспекции работают во всех регионах при акиматах. На основании проверки права работника будут защищены.
Требования по предоставлению адресной справки иностранными гражданами
По словам директора Департамента консульской службы МИД РК Тауболды Умбетбаева, информация об отмене адресной справки своевременно была передана в МИД РК. За месяц совместно со всеми министерствами была направлена вся необходимая информация в представительства Казахстана за рубежом.
«С 1 ноября у нас отменяется требование адресной справки. Согласно международной практике, по статье 41 Венской конвенции те государства должны уважать законы, принятые другими странами», — сказал Т. Умбетбаев.
Участие в жилищных программах
Руководитель управления Комитета строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Жалгас Борсабаев, в свою очередь, отметил, что на сегодняшний день согласовывается новая государственная программа «Нұрлы жер» до 2025 года, в рамках которой предусмотрена выдача арендного жилья без права выкупа для социально уязвимых слоев населения, то есть, в законе предусмотрено предоставление документа, подтверждающего факт постоянного проживания в городах республиканского значения в течение 3 лет для получения социального жилья. На сегодняшний день эти данные берутся из действующих информационных систем.
«Если гражданин подтвердит, что он проживает в данном населенном пункте в течение 3 лет, он обращается в миграционную полицию и предоставляет сотруднику ЦОНа», — сказал Ж. Борсабаев.
Требование адресной справки в поликлиниках
Заместитель директора Департамента цифровизации Министерства здравоохранения РК Фархад Бекбулатов уточнил, что со стороны медицинских учреждений никаких запросов по адресной справке не предусмотрено. В случае возникновения таких ситуаций необходимо обращаться в само ведомство.
«Все информационные системы Министерства здравоохранения интегрированы в течение 5 лет. Мы берем данные по месту проживания граждан страны из базы данных, следовательно, никаких запросов со стороны медицинских организаций, больниц, поликлиник, подчиняющихся Министерству здравоохранения, или государственных органов быть не должно», — сказал Ф. Бекбулатов.
Поступление в организацию образования
Начальник управления Комитета по защите прав детей МОН РК Гульнаш Кошкарова сообщила, что согласно пункту 1 статьи 49 Закона РК «Об образовании» организации образования имеют право выбора родителей и других законных представителей в зависимости от желания ребенка, его индивидуальных способностей и особенностей.
«В типовые правила приема детей в организацию образования внесены соответствующие изменения. Адресная справка исключена», — резюмировала Г. Кошкарова.
Напомним, с 1 ноября в Казахстане будет отменена адресная справка и исключена из перечня государственных услуг. Следовательно, государственные органы, школы, медицинские организации и т.д. с 1 ноября не смогут требовать адресную справку у граждан. Получить ее будет невозможно ни в филиалах «Правительства для граждан», ни на портале электронного правительства.
При необходимости казахстанцы могут проверить свои зарегистрированные адреса проживания через личный кабинет на портале электронного правительства egov.kz и в приложении eGov mobile.
Стоит отметить, что в случае, если при обращении в банки второго уровня у граждан была затребована адресная справка, клиенты БВУ могут обратиться в Общественные приемные Национального банка. Необходимые контакты указаны на сайте ведомства. Справочные телефоны: 8 (727) 2 788-104 (внутренний 5573).