Робот по имени Мабу, с крошечным телом и сияющими глазами, является гордостью стартапа Catalia Health. Эта инициатива уникальна и служит образцом инновационных решений в области здравоохранения.
Программа Catalia Health – это искусственный интеллект с психологическими знаниями, который помогает контролировать план лечения пациентов с хроническими заболеваниями. Этот робот ежедневно общается с пациентами, дает им советы, напоминает о приеме лекарств или процедур и отправляет врачам данные об общем состоянии пациентов. Отправленные данные также видны на телефоне пациента.
Кори Кид, основатель Catalia Health, говорит: «Мы хотели создать программу, которая эффективно планирует лечение пациентов. Для результативности лечения врачи должны постоянно видеть данные о пациентах. Таким образом, мы обеспечиваем хороший контакт с каждым пациентом».
Год назад пациенты с пороком сердца получили Мабу домой. А через полгода роботы начали работать в рамках партнерства Kaiser Permanente, которое финансирует проект. С тех пор Catalia Health наладила партнерские отношения с системами здравоохранения и фармацевтическими компаниями. Они внесли вклад в создание планов лечения пациентов с ревматоидным артритом и раком почек.
План лечения хронических заболеваний – сложный процесс для пациентов, и многие не соблюдают правила и не проходят систематическое лечение. По словам Кида, ежедневные беседы с Мабу полезны не только пациентам, но и врачам, которым данные, отправленные роботом-коллегой, помогают принимать эффективные медицинские решения.
Роботы, принесшие перемены
До приезда в Массачусетс в 2001 году для обучения в магистратуре Кид работал студентом и преподавателем в Georgia Tech. Он занимался решением проблем, связанных с уходом за здоровьем пожилых людей. Кроме того, он исследовал причины увеличения числа людей с хроническими заболеваниями.
С тех пор г-н Кид искал технологию, которая бы контролировала систематичность лечения, предоставляемого пациентам. По результатам исследований многих студентов, пациенты предпочитают личное общение с врачом телефонному или онлайн-общению. Человеческие диалоги способствуют установлению доверительных отношений и повышению доверия. Поэтому Кид, опираясь на эти исследования, начал работать с роботами в Массачусетском технологическом институте.
В итоге Кид пришел к выводу: «Если вы будете смотреть в глаза интерактивного робота, который находится рядом с вами, и разговаривать с ним, то психологический эффект будет таким же, как при разговоре с реальным человеком».
Часть его докторских исследований была проведена в Медиа-лаборатории в рамках программы «Медиа-искусство и наука» с пациентами, борющимися с диабетом и избыточным весом, в медицинском центре Бостонского университета. Часть пациентов получила робота домой, который помогал им избавиться от лишнего веса. Остальные пациенты установили эту же программу на свои компьютеры. Робот, стоящий на столе, давал советы по диете и здоровому образу жизни. Как показал эксперимент, пациенты, у которых дома был робот, не отклонялись от плана по снижению веса.
К моменту завершения программы PhD в 2007 году г-н Кид провел испытания роботов Intuitive Automata, которые наблюдали за людьми с диабетом с помощью роботов. Он преследовал эту идею, но понимал, что выводить такую сложную технологию на рынок здравоохранения еще рано. Потому что в то время медицинские данные только начинали переходить в цифровой формат.
Хотя Intuitive Automata не добилась большого успеха, г-н Кид увидел, что сектор здравоохранения очень сложен. Он понял, что нужно создавать нечто более значимое, чем роботы для пациентов с избыточным весом и диабетом, и продавать их фармацевтическим и страховым компаниям.
Кид установил множество контактов в этой сфере и проанализировал основные трудности. Он увидел роль каждого участника в здравоохранении и слияние множества функций в одном месте.
Кроме того, г-н Кид исследовал ценовую политику роботов. В то время Alexa от Amazon и Siri от Apple пользовались большой поддержкой. В результате Кид представил свой проект, который выводит традиционную медицину на новый уровень.
«Согласно модели лечения в традиционной медицине, пациент приходит на прием к врачу, затем заказывает лекарства по телефону. В промежутках врач посещает пациента на дому. Все эти процессы осуществляются с участием человека. Чем большему количеству людей мы хотим помочь, тем больше врачей должно быть. Поэтому проблема постоянно заходит в тупик», – говорит он.
В 2014 году Кид основал Catalia Health. В рамках этого проекта многие пациенты с хроническими заболеваниями получали лечение с помощью персонального робота. Самое интересное, что пациенты не хотят возвращать роботов после завершения лечения. Судя по всему, роботы оказали большую помощь.
Мабу и его друзья
Catalia Health использует искусственный интеллект, собирая данные о каждом пациенте посредством ежедневного общения Мабу с ними.
Обычно робот начинает диалог, как врачи и медсестры, с вопроса «Как ваши дела?». Затем разговор продолжается вопросами, которые могли бы задать врачи, и развивается в разных направлениях.
Например, когда Мабу замечает одышку у пациентов с сердечными заболеваниями, он спрашивает об их весе. В зависимости от ответов пациентов, он говорит: «Вы не хотите связаться с вашим врачом?» или «Я отправлю эту информацию врачу», «Давайте завтра пойдем на обследование».
В прошлом году Catalia Health объявила о партнерстве с Американской ассоциацией сердца. Благодаря этому были доведены до сведения правила ассоциации для пациентов с пороком сердца.
Мабу знает многое о болезни каждого пациента. Если пациент говорит «Мне плохо», Мабу, учитывая все возможные состояния пациента, быстро дает совет. Затем эта информация отправляется врачу, медсестре или фармацевту, оказывающему помощь пациенту.
Наряду с медицинскими учреждениями, Catalia также работает с фармацевтическими компаниями. Хотя данные, которые Catalia Health отправляет фармацевтическим компаниям, являются анонимными, они получают объективную информацию о влиянии их лекарств и состоянии пациентов.
В следующем году Кид хочет увеличить количество своих партнеров и помочь пациентам, борющимся с другими заболеваниями. Таким образом, алгоритмы искусственного интеллекта, разработанные с учетом психологических факторов в общении, позволяют пациентам не прерывать связь с врачом и получать эффективное лечение.
Оригинал статьи: weforum.org