Если обратиться к истории, то не было недостатка в течениях, выходящих за рамки традиционного Ислама. Хотя некоторые из них со временем исчезли, их идеологии и принципы полностью не исчезли.
Этим обстоятельством не преминули воспользоваться группы с дурными намерениями. Тем самым они наносят ущерб традиционной религии Ислама, а также национальному единству общества, игнорируя обычаи и традиции нашего народа, и сеют смуту среди широкой общественности. Хотя мы не уделяли достаточно внимания религии Ислама некоторое время, после обретения Независимости Республикой Казахстан, казахское общество достигло того, что может оценивать религиозные организации как правые, так и левые.
Салафизм – это течение, которое не признает мазхабы и школы вероубеждений, единогласно утвержденные исламскими учеными. Прежде чем описывать это течение и его разновидности, давайте разберемся в понятии «салафизм».
Салафизм происходит от арабского слова «салаф». В языковом значении оно передает понятие «прежние», «изначальные», «ушедшие» и встречается в нескольких местах Священного Корана. В исламском мире название «салаф-салихин» дается волне мусульман, живших в первые три века, начиная со времен Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).
Следует знать, что сегодня те, кто называет себя «салафитами», сравнивают себя с теми, кто жил в первые три века Ислама. Если изначальные салафиты были последователями истинного пути Ислама, то направление тех, кто называет себя так в настоящее время, на самом деле не таково.
Сегодня мы должны знать, что слова «салафия» и «ваххабизм» идут рука об руку в мире. Это потому, что наименование, данное в честь Мухаммеда ибн Абдул-Ваххаба, который привел течение к «активности», широко распространилось среди мусульман мира.
Также следует отметить, что слово «ваххабит» присваивалось последователям Мухаммеда ибн Абдул-Ваххаба, основателя этого течения, еще при его жизни. Ваххабизм известен в истории как «хариджитское» движение. Это потому, что жестокость в их действиях, обвинение тех, кто не согласен с их позицией, в «неверии» подобны копии акыды (вероубеждения) течения «хариджитов».
Сегодня, поскольку ваххабитское или салафитское вероубеждение является официальным религиозным путем Королевства Саудовская Аравия, места их наибольшей концентрации – Аравийский полуостров и страны Персидского залива. Кроме того, последователи этого вероубеждения встречаются на Ближнем Востоке, в Западной Европе, Северной Африке, России, Индии, Пакистане, Бангладеш, а также в странах Центральной Азии и других странах Азии. Итак, чтобы основная идея салафитского течения была понятна, давайте остановимся на истории его возникновения.
Лидер салафитского течения Мухаммед ибн Абдулуаххаб (1703-1792 гг.) из племени «Тамим» родился в населенном пункте Уяйна, расположенном недалеко от города Эр-Рияд. Его предки придерживались ханбалитского мазхаба. Его отец, дед и брат занимали должности кади. Первоначальное образование он получил от своего отца. Затем он отправился в Мекку, чтобы усовершенствовать свои знания. Однако, не найдя ожидаемой научной среды, он отправился в Медину. В Медине он учился у известных ученых ханбалитского мазхаба по имени Абдуллах ибн Ибрахим ибн Сейф ан-Нажди и Мухаммед Хайат ас-Синди. Там он изучил сборники хадисов «Кутубус-ситта», «Аль-Муватта», «Аль-Муснад».
В процессе обучения он ознакомился с фетвами Ибн Таймии. Он взял его религиозные взгляды за основу и перешел к реформам. По обычаям того времени, он отправился в Басру с целью усовершенствовать свои знания. Поскольку там были представители различных течений, он ближе познакомился с их вероубеждениями и позициями. Наряду с совершенствованием своих знаний, он участвовал в дискуссиях по вопросу таухида и проявлял активность. На таких собраниях он пытался доказать и защитить свою позицию о том, что «религия должна изучаться непосредственно из Корана и Сунны».
В связи с этим брат Мухаммеда Ибн Абдул-Ваххаба – Сулейман Ибн Абдул-Ваххаб в своем труде «Саваик аль-Ахия радду ала Ваххабия» пишет:
«То, что ваш мазхаб (ваххабизм) ложен, подтверждается следующими фактами:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Куфр исходит с востока». В продолжении риваята: «Вера – в Йемене, а смута – здесь, рог Шайтана появляется отсюда» [3/93].
Имам Ануар Шах аль-Кашмири ад-Деюбанди (1292-1352 г.х./1875-1933 гг.) в своем комментарии к «Сахиху» имама аль-Бухари «Файз ул-Бари» сказал:
«Поистине, Мухаммед Ибн Абдул-Ваххаб ан-Нажди был недальновиден, и его знания были очень скудны».
Имам Мухаммед Захид аль-Каукари аль-Ханафи (1296-1371 гг.х.) в своем труде «Табйин казб аль-Муфтари» сказал:
«Хауариджизм (ваххабизм) – это те, кто погрузился в невежество и предвзятость. Они являются наследниками доисламских невежественных взглядов».
Течения «салафизма» делятся на Мадхализм, Суруризм и Такфиризм. Эти направления в салафитском русле признают взгляды Мухаммада Ибн Абдул-Ваххаба, закрепляют свои вероубеждения на основе позиции Ибн Таймии, отвергают ученых «Ахли Сунна валь-Джамаа», заложивших основы мазхабов и школ вероубеждений, и даже обвиняют их в неверии. Например, они отвергают таких признанных в исламском мире ученых, как Имам Абу Ханифа в трудах «Фикх аль-Акбар», «Аль-Васия», Имам Джафар ас-Садыка, Имам Абу Мансур аль-Матуриди, Имам аль-Ашари. Основной проблемой их отрицания является понятие аллегорических аятов в Священном Коране.
Основным принципом салафитской акыды является доктрина «Деление таухида на три части», созданная Ибн Таймией. То есть, наука «Таухид», изучающая единство Аллаха, рассматривается в трех аспектах. Цель рассмотрения таухида в трех аспектах – отвергнуть «тауиль» (толковательное объяснение), которое придает аятам Корана с аллегорическим смыслом прямое, языковое, общеупотребительное значение, и не учитывает скрытый, предполагаемый смысл. Также это отрицание школ вероубеждений имамов аль-Матуриди и имама аль-Ашари. А все направления в ваххабитском русле – «Салафизм», «Мадхализм», «Суруризм» и «Такфиризм» – придерживаются доктрины Ибн Таймии «Три основы».
Суруриты – это политическое, идеологическое течение среди салафитов. Его основатель – Мухаммед ас-Сурур Зейн аль-Абидин. Он родился в городе Харран, Сирия.
По мнению экспертов, люди, прошедшие религиозную подготовку суруритов, радикализируются и проявляют крайнюю нетерпимость к законной власти, представителям других религий, светским гражданам, и готовы использовать любые средства для достижения своих политических целей, в том числе вооруженные столкновения.
Сегодня истинная сущность течений раскрывается. Поэтому мы можем сказать, что суруритское течение является одной из групп, имеющих ихуанское направление, прикрывающееся салафитской мантией, чьи методы считаются крайне опасными в обществе. Это потому, что их внутренний мир и взгляды совершенно иные. А такие течения с ложными убеждениями, несомненно, наносят вред единству и сплоченности общества, его развитию. Мусульманские страны мира запретили пропаганду течений, противоречащих традиционному Исламу, и даже не регистрировали их официально. Несомненно, что прежде чем прислушиваться к словам представителей таких заблудших течений, прикрывающихся именем религии и наносящих ущерб истинному Исламу, следует обратить внимание на причины их появления на исторической арене и цели, и в случае выявления их вредоносности, принять соответствующие меры в интересах будущего и благосостояния страны.
Серик Тажибаев,
Старший преподаватель университета «Нур-Мубарак»,
Докторант Ph.D