ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Загадочность характера

Загадочность характера

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
22 октября, 2019
in Культура
0

Роман «Кровь и пот» прочно вошел в наше духовное пространство, ассоциируясь с именем Абдижамиля Нурпеисова, и мы являемся живыми свидетелями того, как этому процессу более полувека, а то и почти шестьдесят лет. Мы до сих пор помним, как с нетерпением ждали продолжения после прочтения первой книги, вышедшей в конце шестидесятых годов прошлого века. В те времена было достаточно свидетельств того, что не только центр, но и села не остались в стороне от понимания художественного явления. Если задуматься сейчас, то тот факт, что в то время, когда массовая культура еще не получила широкого распространения, жизнь казалась гораздо более осмысленной, ведь тогда хотелось не только самому насладиться произведением, но и поделиться впечатлениями с окружающими. Интересно, что когда твое внимание привлекает нечто особенное, как герой Шукшина, ищущий утешения в белой березе, ты тяготеешь к самобытным вещам, которые ближе душе, чем русские или чужие. И тогда ты сам не понимаешь, почему привязываешься к «Последнему долгу». Мы знаем, что первая версия, опубликованная в журнале «Жұлдыз», вызвала бурное обсуждение в прессе, но затем утихла. Ведь слухи о том, что произведение еще не закончено, в конце концов подтвердились, и в книге, вышедшей спустя много лет, авторский стиль, хоть и не похож на стиль кого-либо из казахских писателей, по своему облику напоминал перенесенный в новое время аналог «Крови и пота». Мы иногда убеждаемся, что такое суждение может привести к несправедливому выводу. Новизна системы образов в «Последнем долге» – это мать Жәдігера.

С каждой поездкой в Алматы келин Бакизат с материнским сердцем чувствует это явление, что изображается сурово и нежно. Нурпеисов – непревзойденный мастер в поиске ключа к исследованию национальной самобытности через женский образ.

Недаром в своем предисловии к четырехтомнику он упоминает, что московский критик был очень удивлен и восхищен решением Еламана жениться на одной из двух жен Толеу. В целом, это свидетельствует не только о безупречной чуткости вкуса, но и о преобладании справедливости в оценке художественной ценности. Не прибегая к эпопее «Война и мир», которая занимает почетное место в истории человеческого духа более полутора веков, если вспомнить образы из «Крови и пота» Нурпеисова и начать анализировать их бытие по-своему – то даже второстепенные персонажи, не говоря уже о главных героях, являются уникальными. Герои «Крови и пота» напоминают динозавров, массово вымерших после того, как мир охватил холод и превратился в лед. Само по себе то, что естественная форма произведения, не нарушая тонких и изысканных измерений эстетики погружения в образы, достигает читателя в целостном виде, было свойством, как говорил Касым Аманжолов, «меча, который витязь надел на себя ради клятвы». Литература в те годы напоминает украинское движение «Майдан», где каждый чувствует себя вправе свободно высказывать свое мнение и выносить свой приговор без колебаний. Иногда ты раздражаешься и злишься на упорство тех, кто считает Акбалу копией Аксиньи из «Тихого Дона». Нежелание видеть очевидное, что привлекательность внутреннего мира Акбалы заключается в ее национальной окраске, иногда похоже на уловки двух обманщиков из определения Абая.

«Кровь и пот» и «Последний долг» Нурпеисова, которые можно сохранить для будущего, имеют одну основу в натянутой паутине, но два разных узора в исполнении. В писательской судьбе мало кто, подобно Нурпеисову, чувствовал и нес на себе ответственность за завершение большого полотна, сочетая при этом смелость идти на риск. Если говорить справедливо, то возможные недостатки сюжетной линии в «Последнем долге» могут остаться незамеченными благодаря живописной стройности, подобной сжатому кулаку. Облик «Последнего долга», принесшего в казахскую прозу особый поток повествования, иногда напоминает образ ушедшего из жизни друга. В такой свободной и энергичной манере исполнения он перекликается с трепетным, скорбным воспоминанием самого Нурпеисова о своей прошлой жизни. Мастерство его художественной мастерской, воплощенное пером, в изображении загадочности характера, не встречающейся у представителей других наций, не может не восхищать.

Жумабай ШАШТАЙУЛЫ,
писатель, лауреат Международной премии «Алаш»

«Егемен Қазақстан»

Previous Post

Эпопея века

Next Post

Автор эпохального рубежа

Next Post

Автор эпохального рубежа

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.