На селекторном совещании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены ход реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы, сообщает сайт primeminister.kz со ссылкой на «Ұлт ақпарат».
С докладом выступил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Б. Атамкулов, который сообщил, что в рамках государственной программы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы за последние 5 лет на развитие транспортной отрасли было направлено около 5,8 трлн тенге.
В результате создано более 400 тысяч рабочих мест, доля транспорта в ВВП выросла до 8,3%, производительность труда – в 1,7 раза, общий транзит контейнеров – в 3 раза с 271 тыс. до 825 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, доходы от транзита – в 4,3 раза, с 180 млрд тенге до 782,4 млрд тенге, объем транзита грузоперевозок – в полтора раза, с 1,3 млн до 1,8 млн тонн, количество транзитных авиапассажиров увеличилось в 4 раза, до примерно 1 млн транзитных пассажиров.
Построено и реконструировано 3 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения, отремонтировано 15 тыс. км автомобильных дорог областного и районного значения, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог, модернизированы 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семея, Костаная, Балхаша. Пропускная способность терминалов на границе с Китаем увеличена до 40 млн тонн в год. За счет расширения порта Актау и строительства порта Курык мощность портовой инфраструктуры на Каспии увеличена с 17,5 млн до 27 млн тонн в год. Длина инженерных сетей составила 3,4 тыс. км. С начала реализации программы «Нұрлы жол» объем грузоперевозок по внутренним водным путям вырос на 86% – с 750 тыс. тонн до 1,4 млн тонн, восстановлено сквозное судоходство по реке Иртыш и улучшено качество судоходных путей.
«Сформирована устойчивая транспортно-логистическая система. В результате Казахстан стал трансконтинентальным мостом между Европой и Азией. Задачи, поставленные Главой государства по созданию регионального транспортно-логистического хаба и развитию транзитного потенциала страны, находятся на стадии активной реализации», — сказал А. Мамин.
Общий объем финансирования новой государственной программы до 2025 года составит 6,598 трлн тенге. В рамках развития автодорожной инфраструктуры запланирована реконструкция 10 тыс. км дорог республиканской сети и ремонт 11 тыс. км, ремонт 27 тыс. км дорог местной сети. В железнодорожной отрасли предусмотрены модернизация участка «Достык – Мойынты» и электрификация участка «Мойынты – Ақтоғай». В целях развития малых авиалиний запланировано строительство 16 аэродромов.
В сфере автомобильного транспорта в целях соответствия национальному стандарту запланировано строительство и модернизация около 133 автостанций/вокзалов и пунктов обслуживания пассажиров.
В целом, реализация новой государственной программы «Нұрлы жол» позволит создать 551 тыс. рабочих мест, из них 48,5 тыс. – постоянных и 502,2 тыс. – временных, увеличить объем инвестиций в основной капитал транспортной отрасли в 3 раза с 1,1 до 3,4 трлн тенге, объем транзита в железнодорожном транспорте – с 18,1 млн до 26,9 млн тонн, автомобильным транспортом – с 1,6 млн до 3 млн тонн в год.
«Как отметил Глава государства на недавнем заседании фракции «Nur Otan», новый пятилетний период программы «Нұрлы жол» – одна из ключевых государственных программ, направленная на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала страны», — сказал А. Мамин.