В ряду представителей мировой литературы, классик казахской литературы, Абдижамил Нурпеисов в своей эпической трилогии «Кровь и пот», обращаясь к лучшим образцам эпической традиции, правдиво и гармонично воспел глубокие историко-социальные, политико-общественные изменения, психологические противоречия и грандиозные, необычные события, бурные и хаотичные, страшные картины жестокого времени, судьбу страны, народа, земли, моря во всей их правде в течение XX века. Говоря о безмерной скорби и страданиях, о муках и агонии всего казахского народа, который крепко надел ошейник колониализма и оказался в положении подневольного, невольно соглашаешься с глубоким мнением П.Я. Чаадаева в его философских письмах: «Россия вырывает и искажает законы, договоры, уставы, признаваемые всем человечеством, и использует их для своих целей». В произведении «Кровь и пот» безжалостно поражает до глубины души, до костей, до самой сути читателя-интеллектуала то, как могучая держава довела казахскую интеллигенцию, умное, процветающее общество, лучшие богатства Великой степи до полного хаоса и беспорядка, превратив судьбу нации в марионетку, а ее «рогатых вожаков» – в «безмозглых, как лошадь, получившая удар в ухо и висок». В этом контексте слова российского мыслителя Льва Аннинского: «Роман Нурпеисова – энциклопедия степной психологии. «Кровь и пот» – галерея характеров, присущих национальному космосу» – звучат логично и абсолютно верно.
В книге века есть созвездие выдающихся, уникальных героев, подобно стае золотых рыбок: Еламан, мужественный, с душой, чистой, как белая ткань, достигший уровня образцовой, благородной личности на пути роста и развития; Дос, Менке, Рай, Календер – единомышленники, с общими взглядами, мировоззрением, позицией, судьбой и стремлениями; Танирберген – умный и хитрый, светский, мыслящий наперед; его брат, богатый бай, волостной Кудайменде, известный как «Каратаз», «Койлы таз», управлявший тысячами; и Алдаберген софы; Акбала, чья судьба была полна испытаний и невзгод, подобно орлу, бросившемуся навстречу буре, чья голова была окутана тучами, спотыкающаяся, трудолюбивая, подобная белоснежной лебеди; Судыр Ахмет, которого не топит вода и не сжигает огонь; народные аксакалы, собирающие близких и отгоняющие дальних, восстанавливающие ваши связи, – старик Есбол, «отец народа»; старик Суйеу, подобный черному дубу; Алиби, «у которого рот как у дуа»; Каракатын, с грубым языком; мудрая Ак кемпир, мать Доса, обладающая высокими качествами благородства и человечности; Айганша, созданная Аллахом безупречной, как рубин-алмаз; русский купец Тентек Шодыр (Федоров); Курнос Иван и татарский купец Темирке; казахский купец Ебейсин; батрак Жалмурат; один из лидеров рабочего движения в городе Шалкар – самоуверенный, властный, высокомерный Мюльгаузен и старый рабочий Ознобин и другие.
Да, разнообразные герои, судьбы, характеры, нравы. В сущности, в действиях, поведении, привычках, взглядах, мировоззрении каждого героя лежит социальная судьба народа. В этом отражается влияние и картина историко-социальной, политико-общественной среды. Народный художник Абдижамил Нурпеисов тщательно исследует, докапывается до сути, причин и основ каждого явления, каждого события, каждой ситуации, точно попадая в цель, как опытный врач.
Например, в Еламане есть благородство. Его отец Науан обручает Акбалу, дочь Суйеу. Она пасла лошадей Кудайменде. Однажды, когда волк разорвал брюхо быстроногой лошади, которую Кудайменде купил у своего свата в Больших песках, Кудайменде крикнул:
– Эй, собака! Ты был моим жеребцом, который должен был покрывать табун?
Ты будешь моим конюхом, – и, ударив Еламана по голове кнутом, оттолкнул его.
Еламан, взбунтовавшись, как бык, вскочил на коня и, бросившись на Кудайменде, как барс, сказал:
– Эй, Кудайменде!.. Вот твои лошади! Мир переменчив. Когда придет мой день, я увижу, – сказал Еламан, повернув голову коня и помчавшись галопом.
Теперь жизненный путь Еламана пошел по другому руслу. Он нанялся к русскому купцу из Уральска, Тентеку Шодыру, открывшему промысел. Началась русско-германская война, и цены на рыбу резко взлетели.
Рыбаки Еламан, Менке, Рай, Дос, Култума – на море. Рыбный склад – ледник. Море – на казахской земле, а его богатства – в чужих руках. Если рыбаки брали немного рыбы для пропитания, то это было собственностью Федорова.
– Я пришел сюда не искать веры, – говорил он. – Отныне без моего разрешения вы не возьмете ни одной рыбки.
Издевательства Тентека Шодыра над рыбаками были невыносимы. Например, Менке и Ализа потеряли девятерых своих детей, и когда погас свет их младшего ребенка, Тентек Шодыр, не дав им даже времени на похороны, проявил пренебрежение и попытался вывести рыбаков на лед, оскорбив честь Еламана, подобного разъяренному быку, и ударив его по щеке со словами: «Азиат! Дикарь!»
Молодой офицер Федоров так размышляет о положении Тентека Шодыра, подобного гонимому ветром перекати-поле: «Теперь, если посмотреть… бедный отец, если хотите, при жизни не жил как человек. Жена и дети там, сам он здесь. В дикой стране, где язык и вера отличаются от местных, где не ступает нога человека, он, рискуя жизнью ради наживы и богатства, в конце концов погиб от руки человека. Его кости остались в степи. Словно пепел, его тело вынесли за пределы аула на вершину холма и похоронили в яме, вырытой по колено. Крест, воткнутый над могилой, был сбит его же верблюдами».
Мастер слова А. Нурпеисов увлекательно описывает облик, выражение лица, насмешливость, эгоизм молодого офицера, а также то, как Кудайменде, Темирке, Ак