В четверг в Доме правительства заместитель Премьер-Министра РК Бердибек Сапарбаев провел селекторное совещание по итогам реализации госпрограммы «Еңбек» по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства за 9 месяцев текущего года, сообщает primeminister.kz.
«Обеспечение занятости населения – одна из важнейших задач, поставленных Елбасы и Главой государства перед Правительством. Для этого нам необходимо создавать новые рабочие места, обучать безработных основам бизнеса и востребованным профессиям, стимулировать развитие микро- и малого бизнеса», — сказал вице-премьер.
По словам министра труда и социальной защиты населения РК Биржана Нурымбетова, за прошедший период участниками программы стали 496 тысяч казахстанцев.
С 2017 года на профобучение в ТжКББ направлено 52 901 человек, из них в текущем году — 21 854 человека. При этом вопрос трудоустройства обучающихся остается актуальным: из 4 246 выпускников трудоустроено лишь 3 250 или 76,5%. Низкий уровень трудоустройства наблюдается в Алматинской и Жамбылской областях.
Краткосрочной подготовкой кадров охвачено 41 180 человек или 69% от годового плана. В аутсайдерах — Мангистауская (39,5%), Северо-Казахстанская (50,4%), Туркестанская области (51,1%), города Нур-Султан (51,8%) и Шымкент (55,4%).
«Из 20 тысяч граждан, прошедших краткосрочное обучение, трудоустроено всего 11 тысяч», — отметил Б. Нурымбетов.
Кроме того, министр обратил внимание на высокую долю повторно обученных среди общего числа участников. Так, в 2017-2018 годах на обучение было направлено 109 тысяч человек, из которых 1,8 тысячи прошли курсы два и более раз.
«Житель Северо-Казахстанской области за два года обучился четыре раза, а житель Атырауской области за год — три раза. Возникает вопрос – кого мы обучаем и как они трудоустраиваются? В среднем по республике по своим специальностям работают 57% завершивших обучение. Поэтому необходимо корректировать обучение с учетом востребованности специальностей», — дополнил глава Минтруда.
В рамках проекта «Бастау Бизнес» основам предпринимательства обучились более 45 тысяч граждан. Более 27 тысяч обучившихся защитили свои бизнес-проекты, но гранты и микрокредиты получили лишь 8 тысяч. Самые низкие показатели в Алматы (2,3%), Шымкенте (11,3%) и Туркестанской области (7,1%).
Получателями государственных грантов на открытие своего дела стали 11,2 тыс. человек, из них молодежь – 6,8 тыс., малообеспеченные – 1,5 тыс., многодетные семьи – 205 человек. Наименьшее количество грантов выдано в городе Нур-Султан — 2,2% от годового плана или 49. Аналогичная ситуация наблюдается в городах Алматы и Шымкент.
В текущем году льготные микрокредиты выданы 10,2 тыс. человек, 80% из которых направлены на развитие животноводства. Создано дополнительно 9 тысяч рабочих мест. Отрицательная динамика выдачи микрокредитов наблюдается в городе Шымкент, Атырауской и Костанайской областях.
Всего в текущем году трудоустроено 334,7 тыс. человек, из них 240 тыс. человек на постоянные рабочие места.
Также по данному вопросу доложили вице-министры национальной экономики, сельского хозяйства, энергетики, индустриального и инфраструктурного развития, а также заместители акимов Мангистауской, Туркестанской, Северо-Казахстанской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской областей, городов Алматы и Шымкент.
Заслушав отчеты, заместитель Премьер-Министра отметил низкое освоение выделенных бюджетных средств и раскритиковал регионы за некачественное исполнение программы.
«Нет контроля со стороны курирующих заместителей акимов. Формально подходят к этой работе. Раньше были жалобы, что денег нет. А сейчас деньги есть, но нет результата. Министерству труда необходимо взять эту работу на ежедневный контроль и проводить анализ эффективности ее реализации. До конца года осталось немного времени, поэтому необходимо активизировать эту работу для качественного выполнения поручений руководства страны», — подытожил Б. Сапарбаев.
Кроме того, в ходе совещания были рассмотрены основные направления среднего образования в 2019-2020 учебном году. В частности, обсуждались вопросы обеспечения учащихся горячим питанием, цифровизации, реализации проектов ГЧП, проведения воспитательной работы, профилактики правонарушений и суицидов, повышения охвата детей дополнительным образованием.