ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Измерение религиозности в обществе

Измерение религиозности в обществе

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
17 октября, 2019
in В мире
0

В настоящее время распространенным мнением является положительное восприятие роста религиозности в обществе. Конечно, за годы, прошедшие с момента обретения независимости, религиозная сфера, несколько пострадавшая в советское время, получила возможность возрождения в Казахстане. В результате религиозные объединения заняли свое место в обществе, а верующие получили широкие возможности для свободного удовлетворения своих потребностей. Наше государство руководствуется светскими принципами во взаимоотношениях с религией и регулирует религиозную сферу законодательными механизмами. С этой точки зрения, сегодняшние государственно-конфессиональные отношения и религиозная ситуация в нашей стране имеют положительные оценки, соответствующие современному течению развития нашего общества. В целом, открытым вопросом остается, насколько положительный результат даст рост религиозности для стран, вступивших на новый путь развития, придерживаясь светских принципов. Конечно, в плане религиозной свободы и уважения к вере, которые являются важной частью прав и свобод человека, в нашем обществе нет никаких разногласий по этому вопросу. Граждане нашей страны полностью свободны в плане исповедания религии или отказа от нее, и государство гарантирует это. Тем не менее, различные негативные явления, сопровождающие религию в современном мире, активность деструктивных религиозных течений и организаций, политизация религии или политизация религии требуют более глубокого внимания к вопросу роста религиозности. Ведь мы должны признать, что повсеместное распространение религиозности в обществе, как бы то ни было, приведет к росту требований верующих к государству и обществу. В связи с этим, если попытаться дать определение понятию религиозности, то в широком смысле его можно оценить как увлеченность людей религией и следование религиозным нормам. Одна группа ученых рассматривает религиозность как социальное качество, охватывающее религиозное сознание, религиозное поведение и религиозные отношения группы людей или отдельного человека, в то время как другие ученые рассматривают религиозность как явление, возникающее в связи с изменением социальной ситуации и активностью религиозных организаций. В любом случае, очевидно, что религиозность является социальным явлением, которое проявляется и развивается при наличии соответствующей среды и условий. То есть, понятие религиозности охватывает многослойные ценности и отношения, начиная от деятельности религиозных институтов и религиозной грамотности людей, их исповедания религии, посещения мечетей, празднования религиозных праздников и другого повседневного поведения. Исследования, проведенные в странах мира по связям между религиозностью населения и экономическим процветанием общества, показывают определенную зависимость между свободой общества в политической, правовой, экономической, социальной сферах и религиозностью этого общества. С этой точки зрения, религиозность проявляется по-разному между условно западными и условно восточными обществами. Например, в вышеупомянутых обществах, хотя религиозность не проявляется явно с точки зрения производства валового внутреннего продукта, нерелигиозные общества (западные) опережают религиозные общества с высоким уровнем религиозности (восточные) по уровню имущественного равенства. В обществе, где распространена религиозность, из-за частых случаев неравенства в распределении материальных благ среди населения, соответственно, доля бедных людей в таком обществе будет иметь более высокие показатели. Ученые, придерживаясь этой логики, говорят, что чем увереннее и комфортнее люди чувствуют себя в социальной среде, тем меньше они беспокоятся о своем экономическом положении. Следовательно, учитывая, что в комфортных для населения обществах спрос на утешение в религии ниже, можно сделать вывод, что чем больше доля «среднего класса» с хорошим социально-экономическим положением в любом обществе, тем меньше будет проявляться уровень религиозности в этой среде, или наоборот. Религиозность также можно рассматривать как психологическое состояние, помогающее не поддаваться стрессовым ситуациям и тревогам, часто встречающимся в обществах с низким уровнем социально-экономической стабильности и защиты, и которое относительно быстро меняется. В целом, не вызывает сомнений, что существует определенное соответствие между ростом религиозности и социально-экономическим развитием общества. А если рассматривать рост религиозности казахстанского общества в динамике, то мы увидим, что низкое экономическое положение в 90-е годы привело к социальной неудовлетворенности населения и «бессознательному» уходу в религию. Если считать те времена, когда в нашу страну хлынули различные новые религиозные организации и течения, предлагавшие людям «утешение», временем бесконтрольного распространения религиозности, то в настоящее время, когда социально-экономическое положение несколько стабилизировалось, религиозность вновь осмысливается и начинает проявляться в качественном, традиционном аспекте. Здесь, безусловно, является большой и открытой темой, насколько рост религиозности, основанный на традиционном понимании ислама, присущем нашему обществу, его масштаб и глубина соответствуют светскому принципу нашего государства и вытекающим из него общественным ценностям. В связи с этим, говоря о росте религиозности в нашем обществе, следует отметить, что существуют два противоречивых понимания этого явления. Жители нашей страны, в том числе приверженцы традиционных религий, считая рост религиозности положительной тенденцией, одновременно негативно воспринимают рост религиозности в отношении религиозных организаций, являющихся новыми конфессиями для нашей страны. Справедливости ради, это явление характерно не только для нашего общества, но и для всех стран, впервые сталкивающихся с другими религиозными организациями и ценностями. Что касается возникновения этого явления, условно называемого «нетрадиционной религиозностью», то оно возникает в тех случаях, когда религиозные институты и нормы, существующие в конкретном обществе в течение длительного времени, оказываются неспособными удовлетворить духовные потребности части верующих, что приводит к появлению новых религиозных организаций. В нашей общественной среде они известны под условными названиями «новые религиозные движения», «нетрадиционные религии», «деструктивные культы», «негативные течения». Религиовед В. Мартинович в своем труде «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция», основываясь на исследовании около 4 тысяч новых религиозных движений в 93 странах мира, рассматривает «нетрадиционную религиозность» как единую систему, состоящую из неизменного «ядра» и «слоев», часто меняющихся под влиянием ряда факторов, и рассматривает ее как цикличное и непрерывно повторяющееся явление, присущее любому обществу. Активность новых религиозных движений, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно в определенной степени назвать явлением, присущим всем обществам Запада и Востока. Поэтому более логично воспринимать их появление и чрезмерную активность в нашей стране не как «результат скрытой политики других стран и тайных групп», а как постоянное явление в условиях открытых дверей в эпоху глобализации. Конечно, это не означает, что следует бездействовать в отношении новых религиозных движений, организаций и различных культов как постоянных явлений. Поскольку государство со своей стороны работает с законодательными механизмами, основанными на светских принципах, для пресечения чрезмерной активности новых религиозных организаций в обществе, ответственность за сохранение духовного единства общества напрямую связана с активностью мечетей, являющихся очагом традиционной религии, граждан, неравнодушных к духовности, и общественных институтов. В заключение, хотя рост религиозности в обществе является объективной реальностью, то, в каком направлении будет развиваться религиозность в будущем, остается важным вопросом для нашего государства и общества. В настоящее время, когда наблюдается переход от поверхностных представлений о чрезмерной религиозности к религиозному радикализму, несомненно, казахстанское общество желает видеть развитие религиозности в русле, которое положительно влияет на духовное развитие жителей страны, на уважение граждан к законам и требованиям государства.

Мейрам Иманбаев, эксперт, к.с.н.

Previous Post

Алиппе пишется латиницей – Министерство образования

Next Post

В Казахстане вводятся новые требования для получающих водительские права

Next Post

В Казахстане вводятся новые требования для получающих водительские права

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.