ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » «Если бы пески Кошалака обрели голос…»

«Если бы пески Кошалака обрели голос…»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
15 октября, 2019
in Культура
0

Период расцвета, цветения и глубокого укоренения казахской литературы историки литературы относят к оттепели шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В этот период национальный жанр прозы набрал особую силу и стремился к развитию и подъему. Творческое соперничество между писателями открыло путь к выявлению истинных талантов. Таким образом, когда литературное путешествие преодолело рубеж в полвека, несомненно, среди такой группы выдающихся личностей выделялись настоящие художники слова. Один из таких художников – Рахымжан Отарбаев.

Если говорить не обо всех произведениях писателя, а только об одном рассказе, то мишенью мы выберем «Незаконченную повесть». Старая история прошлого, сегодняшняя привычка писателя и дыхание повседневной жизни: соседка, чья дочь выдана замуж, старик, который собирается подать жалобу на цыган, девушка-корреспондент, пришедшая задать вопрос, знакомая старуха, которая хочет, чтобы ей написали короткое письмо дочери в город, жена писателя, которая приходит и уходит между написанием – все это уместилось в небольшом рассказе, превратив его в цельное, лаконичное и лишенное лишних слов произведение. Разрыв между понятиями, такими как автор и герой, рассказчик и писатель, герой и свидетели событий, о которых говорится в науке нарратологии, четко проявляется в этом рассказе. Писатель, садясь за стол, чтобы перенести на бумагу давнее событие, произошедшее в народе, вплетает в свою работу не только это событие, но и быт, и жизнь настоящего времени, создавая красивую преемственность.

В этом и заключается творческое кредо писателя: он не только связывает события прошлого и настоящего, но и неожиданно завершает судьбу произведения, заставляя читателя задуматься. В этом природа искусства – заставлять думать, оставлять след в мыслях.

Как художник слова, Рахымжан Отарбаев черпает вдохновение в казахской прозе. Поскольку национальный колорит, образы и система персонажей составляют основу его творчества, автор находится в авангарде в этом отношении. В начале рассказа он демонстрирует свой уникальный почерк в изображении образа и действий беглого калмыка, появившегося в Кошалаке. Он описывает его как «внезапно напавшего черносердечного беглеца», «оставившего каждому ребенку по одному ребенку у каждой женщины, державшей иглу», «высокого, с зубами сурка, с глазами размером с ладонь», «с ладонями твердыми, как железо», «лицо и рот полностью покрыты шерстью?». Это отличается от старого, проторенного пути, когда главный герой описывается от начала до конца еще до начала произведения. Такое удачное описание вполне достойно быть отнесено к лучшим образцам прямого изображения в литературоведении.

У автора есть особое слово, которое мы часто упускаем из виду в произведениях, это выражение «подол девушки – честь народа». Работа писателя, который собрался писать на белой бумаге, чтобы оправдать своих невесток, прерывается внезапным голосом из соседнего дома. Автор передает это так: «…голос суматохи спугнул мои мысли», «крики маленькой черной старухи пронзают спокойный утренний воздух». Читатель в этот момент, оставив события военных лет, вместе с писателем прислушивается к «звукам войны» из соседнего дома. После паузы, вызванной криками поблизости, в истории о беглеце вы сталкиваетесь с набегом на кизяк и знакомитесь с «черно-серой женщиной, которая высосала кровь, словно посчитав кости», захваченной во время набега. Эта женщина, чьи слова остры, как стрела, сокрушается: «Я стала, как миска, которую облизнула собака».

Внезапно, ступая по полу, к писателю приближается старик из деревни. Их разговор – это разговор о делах внутри страны: воры и лошади, нашествие цыган, глухой жеребец, написание жалобы. Проведя время за пустой болтовней, когда они возвращаются к истории беглого калмыка, они видят героя, «наевшегося мяса ягненка, с красными щеками, с телом, сжавшимся от лежания». Намерения беглеца, «окружившего деревню, когда сумерки сгустились и он прикрыл подол», отказаться от своего плана, увидев пожилую женщину, и наблюдение за соседним домом убедительны. В это время соседка снова начинает говорить громко и прерывает повесть, вмешиваясь в нее. Старик, который собирался написать жалобу на цыган, замолкает, и начинается диалог между писателем и соседкой. Девушка-корреспондент, «растрепавшая волосы на затылке», также является препятствием для письма, и начатая повесть снова и снова прерывается, нарушая покой писателя и лишая его вдохновения. Мало того, есть еще знакомая старуха, которая не обходится без упоминания трех костей, таких как лопатка, тазобедренная кость и бедро. Она тоже пришла к писателю, чтобы передать письмо своей дочери в город. Искреннее состояние писателя, ожидающего тишины, чтобы закончить повесть, очевидно.

Писатель искусно объединяет столкновение напряженных событий и переплетение захватывающих историй в одном месте. Он находит детали, похожие на судьбу беглеца во время войны, в настоящем времени и в своем окружении, и красиво связывает их. На слова соседки: «…молясь за этого одинокого, он тоже не увидел своего отца», писатель отвечает: «Как он мог его увидеть, если родился через три года после того, как его отец был призван на фронт?». В другой раз, на пение: «Играй и веселись, пока есть молодость», он сердито отвечает: «Вот я сижу, тратя свои силы, чтобы прикрыть ваши подолы, которые поднялись от ветра, а вы играли и веселились в эти пять дней». «Если бы пески Кошалака обрели голос…» разве писатель не взял бы в руки перо!

Эти строки, как и «Незаконченная повесть», начались удачно, но не получили продолжения и остались незаконченными. Сердце все еще не может поверить в то, что хороший старший брат, выдающийся писатель, внезапно покинул этот мир.

Зангар КАРИМХАН, литературовед,

Докторант Евразийского национального

университета им. Л. Гумилева

Previous Post

В Алматы сегодня дадут отопление

Next Post

В Астане объявлено штормовое предупреждение

Next Post

В Астане объявлено штормовое предупреждение

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.