Я хочу немного поговорить не о писательстве Рахымжана Отарбаева, который мастерски владел казахским языком и глубоко мыслил, а о нашем патерналистском сознании, которое при жизни довело его до отчаяния. Если вы помните, три года назад книга писателя «Слезы Чингисхана» была сожжена, и это стало горячей темой в социальных сетях. На это беззаконие: «Мир взорвался. Немало тех, кто извергает огонь из уст. Зачем перечислять всех. Я смеялся, возмущался. Потом решил ответить. …Какие-то безымянные люди жгут мою книгу. Пусть лучше изгонят меня из страны, чем сожгут. Я не откажусь от своих слов.
Наши взгляды узки. Наше сознание отстало. Мы так возмущались, не в силах простить одну слабость Абиша ага (Кекилбаева), который был как святой, при его жизни. Аға умер от тоски. Эх, мы не народ», — ответил сам покойный…
Среди старых русских писателей сохранилось одно старое высказывание. Однажды, получив покровительство царя и отмечая это со своими товарищами, русский писатель среднего пошиба, видимо, сказал: «Вот, Бог любит белых. Наш труд не пропал даром. Сам наш благородный белый царь знает и ценит это», — сказал он, переполненный радостью. Дальнейшее, хоть и не сказано, известно: его засыпали аплодисментами и теплыми словами. Говорят, в разгар беседы. Тогда один из старших, сидевших посреди этого собрания, сказал, как бы ударив сверху: «Разве все это не благодаря этим двум гениям, Достоевскому и Чехову?» — сказал он, говоря вразрез. — Прежде всего, ты должен склонить голову и поблагодарить не белого царя, а тех двух мудрецов», — закончил он свое пожелание.
Тогда, возмутившись этими словами, напрягшись и покраснев, награжденный сказал: «Что это за издевательство, или это твоя внутренняя зависть? Какое отношение они имеют к этому?» — задрожал он. — «Пиши, хоть на мгновение пойми, разве русское общество не возвеличивает нас, чтобы унизить тех двоих, и не надевает на нас ордена?» — ответил он. Этот пример, ставший теперь реликвией прошлого, похож на нашу долгую жизнь. Особенно если говорить о жизни талантливых людей, мы не ошибемся (Негативные события выше, а затем… истории о ранении добрых людей — неопровержимое доказательство этого примера). Оскорблять голову благородного и прятать его кости или намеренно сеять раздор между двумя гигантами, а затем греть ладони на огне, который из этого разгорается, — это всегда дело трусов. Можно сказать, что это постоянное занятие этих низкорослых «шакалов». Самое интересное, что этот феномен в науке называется «эффектом Даннинга-Крюгера». Теперь давайте скажем несколько слов о том, как возник этот эффект.
Говорят, было солнечное лето 1995 года. Один человек средь бела дня ограбил два банка Питтсбурга, перевернув их вверх дном. Самое интересное, что у преступника на лице не было никакой маски, скрывающей его лицо. Говорят, этот наглец даже улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения с открытым лицом, как бы говоря: «Ну, что вы мне сделаете». Конечно, преступник вскоре был пойман. Сначала он яростно отрицал, что это он ограбил банк, но когда ему показали запись с камеры, он рухнул. Затем он сильно удивился и сказал, качая головой: «О, чудо, это был лимонный сок, который я нанес на лицо». Изучив этот случай, полицейские были поражены мыслью грабителя о том, что «видеонаблюдение не может зафиксировать лицо человека, нанесшего на него лимонный сок». Полицейские пришли к выводу, что этот человек либо сумасшедший, либо употреблял наркотики в чрезмерных количествах. Увидев эту историю в новостях по телевизору, профессор Корнеллского университета Дэвид Даннинг вместе со своим аспирантом Джастином Крюгером начали более глубоко исследовать этот вопрос. Ученые пришли к выводу, что причина этого совершенно иная. Они провели сотни социальных опросов и тестов среди студентов и различных специалистов. Самое интересное, что люди, показавшие очень плохие результаты в тесте, считали свои результаты слишком высокими, а наоборот, те, кто правильно ответил на опрос, оценивали себя ниже. В итоге основной вывод этих тестов привел к следующему заключению.
Выяснилось, что люди, которые мало знают о своем деле, склонны переоценивать свои способности, чем те, кто знает его очень хорошо. Ученые объясняют это не неспособностью человека, а, наоборот, тем, что внутренний критерий, который постоянно напоминает ему о том, кто он есть, совершенно не работает. Это и есть основная причина безрассудного поступка того грабителя банка. Он не болен и не зависит от наркотиков. Главная проблема, когда он «ел пищу здорового и говорил слова больного», заключается в том, что он полностью лишен внутреннего понимания, которое оценивает, кто он есть, говорят Даннинг и Крюгер.
Таким образом, иллюзия уверенности невежды в том, что он «знает», вошла в научный оборот под названием «эффект Даннинга-Крюгера», названный в честь двух ученых.
Если посмотреть на это с точки зрения принципа «незнающий знает», то нынешний Казахстан никому не уступит в борьбе за главный приз. Возможно, отсутствие этой внутренней меры кроется в изречении Чарльза Дарвина: «Главное несчастье невежества — это то, что оно чаще порождает уверенность, чем знание»?! Видите ли, единственное желание таких духовно неполноценных людей — создавать шум из ничего. Как будто это лозунг «Если не станешь известным, пусть земля сгорит». Таким образом, привлечь внимание людей. Если помните, в этой сожженной книге писатель говорил как Чингисхан.
«Под четырьмя ножками золотого трона всегда лежат коварство и жадность, лесть и подхалимство, зависть и преступность. Я видел много предательств. Как от чужих, так и от близких. Хорошо, когда собака — друг, но плохо, когда друг — собака» (стр. 162), — говорит он. Конечно, что еще можно сказать сверх этого.
Сегодня эти суетящиеся (лучше сказать, популисты) стали главной головной болью мира.
Профессор Оксфордского университета Пол Коллиер говорит: «Прагматическое решение нынешнего мирового экономического кризиса в первую очередь препятствует популизм». Правда, путь познания всегда труднее, чем путь популярности. Человек с помощью современных технологий может стать «знаменитым» всего за пять минут (конечно, если пойдет по пути бесстыдства и дешевизны). В конце концов, именно эти суетящиеся (популисты) приведут мир к гибели. Мы вынуждены признать, что они проникают в мир как плесень. ИХ БЕЗУМНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАПОЛНЯЮТ КРОВЬЮ МОЗГИ МНОГИХ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. Если мы скажем, что «история человечества — это только история личности», то для талантливого человека жизнь и искусство — это не карьера, а просто миссия. Поэтому мечты и стремления таких людей направлены только на истинное искусство. Негативные поступки, такие как подлость и подлость, совершенно чужды талантливым людям. Кроме того, если их внутренние весы постоянно напоминают им тезис Сократа «Я знаю, что ничего не знаю», то для суетящихся (популистов) это совершенно наоборот.
Знаете ли вы, что для настоящего художника нет большего наказания, чем когда кто-то гораздо ниже его морализирует и поучает его. Это как жарить свою душу на сковороде без масла (Добавьте сюда жюри, состоящее из каких-то выскочек и чиновников, которые совершенно не читают написанное вами от всей души). Даже если голова раба может выдержать многое, он совершенно не может выдержать такого «ада» (Это одна из множества уловок и шантажа, которыми мы «наполняем кровью мозги талантов»).
По мнению социологов, люди, чьи искусство и талант равны, но только одному из них присуждена Нобелевская премия, живут на 10-15 лет дольше, чем те, кто ее не получил. Из этого мы можем оценить, насколько позитивное настроение влияет на жизнь человека (Не знаю как насчет других, но если смотреть по этому критерию, мой Рахымжан аға должен был бы еще крепко стоять среди нас).
У японского народа есть пословица: «Одно доброе слово согревает три зимних месяца». По нашему мнению, самое холодное в мире — это не мороз и не метель, а человеческие намерения и взгляды.
Не будем говорить о «единственном добром слове», которое принадлежит талантам (Вообще, причинение кому-то печали и отчаяния давно стало нашим основным индексом удовольствия). Если в жизни действительно существуют слова «мерзкий» и «бессердечный», то у них должен быть настоящий образ (портрет). Или же причина этого кроется в словах Рахымжана Отарбаева, сказанных им как Чингисханом: «Потомство мое, я сделал бедного богатым, трусливому дал меч, скупого сделал щедрым, дал жизнь умершему. Но я не смог дать разума человеку, рожденному от природы тупым. Берегитесь тупых людей» (стр. 163).
…Мы очень благочестивый народ. Когда мы теряем талантливых людей, мы говорим: «Это судьба», — немного скорбя.
Если бы мы посмотрели на это слово «судьба» не с религиозным догматизмом, а с чистой социальной реальностью, то у многих из нас открылись бы глаза. Почему, спросите вы…
Потому что это время — время настоящего популиста, которое показывает, что не только «бесстыдный певец», но и любой может стать тем, кем хочет быть…
Ықылас Ожайұлы