Уважаемый Шер Ата, вы, наверное, сейчас просто наблюдаете за нами сверху и, будучи в отчаянии, думаете: «Предатели!..». Если бы не жизнь и вечность, уготованные Всевышним, судьба и предопределение, вы бы вернулись к нам и выстрелили бы, как «красная стрела», и сбили бы с ног тех, кто любит жирное мясо. В этом я не сомневаюсь!
Вы тогда доносили до сидящих на трибуне, не боясь, о горе народа, которое вас задевало и терзало сердце. Ваши решительные слова, когда вас хотели сбросить с вашего благословенного кресла: «Служба — это иноходец Толегена. Завтра выйдет какой-нибудь Бекежан и уедет. Если хотите взять, я не буду спорить!» — остались в памяти народа. Сейчас нет чиновников, которые могли бы это понять. Их мышление все еще на уровне средневековых морских пиратов. Ничего не изменилось, Шер Ата. Умножилось количество чиновников, которые носят на груди сотни медалей и тащат за собой свои шапки, на собраниях, не приносящих ни копейки пользы земле и небу. Они завязали глаза себе тряпками. Они говорят снисходительно с матерями, которые несут своих птенцов. Старики, одной ногой в могиле, другой в раю, открывают двери акимов, входят и, когда им говорят правду, смеются: «…он сошел с ума…». Вы тоже упомянули об этой проблеме в своем письме Камал ата. Но все осталось по-прежнему. Шер Ата, ведь мы были народом, который ценил стариков и уважал матерей. Мы становимся трусами…
Наши братья, которым исполнилось пятьдесят лет, считают честью наслаждаться «кыз-кыркын» и пить «саумал» в сауне. Если попросишь благословения, они скажут пожелание, а если попросишь пожеланий, они разведут руками и дадут благословение.
Шер Ата, умножилось количество братьев, которые не отличают благословение от пожелания. Какими стариками они будут завтра?
Земля-Мать, которую наши предки сохранили силой своих белых рук и остриями белых копий, разорвана, и каждый, кто видит, рвет ее, ее грудь и голени. Она находится в состоянии распутницы, а не просто разорванной.
Шер Ата, социальные сети, которые вы видели лишь краешком глаза, превратились в обесцененное оружие и используются для выплескивания гнева. Чрезмерно религиозные люди взяли их под контроль. Национальные нигилисты отравляют национальное сознание, не сделав ни выстрела, и грабят истинных верующих. Они хотят вырвать корни народа казахов и разорвать пуповину. Они превратили их разум в айран, а мысли — в хаос. Если бы вы были среди нас сейчас и выплеснули бы свои мысли и внутреннюю боль, ваши страницы, вероятно, были бы заблокированы на месяцы и годы.
Шер Ата, народ привык к коррупции, воровству, взяточничеству, о которых вы плакали. В письме Камал ата вы процитировали мудрость Шекспира: «Если преступление покрыть золотом, то копье закона согнется». Действительно ли может быть прочным фундамент государства, где копье закона гнется?! Посмотрите, как актуален ваш пример: «В паутину попадают только мухи и комары. А пчелы и осы прорывают эту паутину, не обращая внимания». Те, кто не обращает внимания на эту паутину, заставляют простой народ сидеть голым на золотом сундуке, не давая ключа. А сами, находясь в пасти медведя, не чувствуют, как жало дракона впивается им в бок.
Шер Ата, умножилось количество казахов, которые сейчас стекаются в Америку, проникают в Европу, спешат в Аравию. Находясь за границей, я заметил и обдумал многое. Очевидно, что они уезжают из-за нужды в деньгах и еде. Я твердо верю, что через 30-40 лет эти наши соотечественники вернутся на родину как очень проницательные, образованные, знающие специалисты, не потерявшие свои традиции. Вера в то, что «они вернутся!», появилась после этого случая. Находясь в США, я познакомился с казахскими семьями, которые нашли убежище там 10-20 лет назад. Я преподавал их детям родной язык. Родители беспокоятся и боятся, что их дети становятся американцами. Многие сказали, что ради будущего своих детей они в конечном итоге вернутся на родину. Действительно, выпитая вода, вдыхаемый воздух, съеденная пища, земля, по которой ходят, сильно влияют на физиологию и внешний вид человека. Птенцы отклоняются от формы с овечьими глазами, пшеничным цветом кожи, черными круглыми глазами. Но это не то, что меня беспокоит. Меня беспокоит, сможет ли Казахстан через четверть века принять третье переселение наших соотечественников? (Первое переселение было при Советской власти. Второе переселение произошло после обретения Независимости по прямому поручению Президента) Или же, как сейчас, заставит их плакать? Вот, Шер Ата, в чем моя тревога.
Шер Ата, это письмо, которое я написал вам, было скорбным и печальным, полным тоски и горя. Прошу прощения. Я не хочу скрывать свою болезнь. Сейчас казахская степь выглядит так, будто ее топтали походы Чингисхана. Каждый казахстанец надел на шею петлю долга. Мы задыхаемся, когда эта петля долга затягивается. Знающие люди говорят, что нужны реформы в управлении и экономике. Но, как вы сами подчеркнули, нам нужны реформы в нашем сознании.
Шер Ата, если это письмо дойдет до вас, прочитайте его и Камал ата. Пусть он увидит. Напомните ему, что я пишу ему письмо. Я отправлю его в ближайшие дни.
Шер Ата, я ведь тоже человек из плоти и крови. Я надеюсь. Мы надеемся. Потому что мы — ровесники Великой Независимости. Я представляю, как из каждого пяди земли Казахстана течет золото и капает серебро, и только мы купаемся в нем и наслаждаемся. Во сне я вижу, как из каждого зернышка овощей и ягод сыплются монеты.
Шер Ата, в следующий раз обещаю написать не только о бедствиях, но и о ярких, добрых делах.
Будьте здоровы!
С уважением — ваш сын Тауирбек,
Город Атырау, Дендерский район