На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина, посвященном развитию гражданской авиации страны, с докладами выступили министр индустрии и инфраструктурного развития РК Б. Атамкулов, управляющий директор по транспорту и логистике АО «Самрук-Казына» К. Алпысбаев, министр энергетики РК К. Бозумбаев, президент АО «Эйр Астана» П. Фостер, сообщает сайт primeminister.kz со ссылкой на «Ұлт ақпарат».
Как отметил в своем докладе министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, сфера гражданской авиации – одно из приоритетных направлений на сегодняшний день.
«Динамика основных показателей в гражданской авиации показывает рост. По итогам 8 месяцев текущего года количество обслуженных пассажиров выросло на 6,3%, перевезено 5,6 млн пассажиров, что на 1,8% больше аналогичного показателя прошлого года. За последние 7 лет пассажиропоток транзитных пассажиров увеличился в 45 раз. Мы планируем довести этот показатель в текущем году до 1 млн транзитных пассажиров.
Всего в стране функционирует 59 авиакомпаний. 9 казахстанских авиакомпаний имеют допуск к полетам в страны Европейского Союза. На внутреннем рынке 8 казахстанских авиакомпаний выполняют полеты по 54 маршрутам. В государственном реестре воздушных судов зарегистрировано 893 воздушных судна.
На сегодняшний день по уровню безопасности полетов в соответствии со стандартами ИКАО Казахстан занимает II место среди стран СНГ с показателем 74%, уровень безопасности аэропортов составляет 83%. Достижения Казахстана в области авиационной безопасности были отмечены наградой Совета ИКАО 24 сентября текущего года.
В целом наблюдается рост и обновление парка воздушных судов, а также увеличение интенсивности полетов.
С 1 августа текущего года начал функционировать акционерное общество «Казахстанская авиационная администрация», 100% участие в котором принадлежит государству. Основными функциями данной организации являются технический контроль и надзор за авиакомпаниями и воздушными судами, обучение персонала в соответствии со стандартами ИКАО.
Теперь техническую поддержку по внедрению европейских стандартов безопасности полетов в Казахстане будут оказывать ведущие европейские эксперты Британского агентства.
Как отметил Глава государства в своем Послании, одной из проблемных проблем в сфере гражданской авиации является высокая стоимость авиабилетов, которая в свою очередь связана с такими факторами, как ценообразование на авиаперевозки, авиатопливо и уровень пассажиропотока.
В настоящее время стоимость авиабилетов формируется в основном на основе рыночного и динамического механизма ценообразования (конкуренция, спрос, сезонность, праздничные и выходные дни). Государство напрямую не регулирует и лишь создает конкурентные условия для авиакомпаний. Только за счет конкуренции мы снижаем стоимость авиабилетов. Государство, в свою очередь, должно осуществлять должный надзор и контроль за рынком. Поэтому для решения данной проблемы Министерством принимается ряд мер», — сказал глава отрасли.
Среди них — снятие всех ограничений на выполнение регулярных пассажирских рейсов казахстанскими авиакомпаниями по внутренним направлениям, запуск первого национального лоукостера Fly Arystan, оптимизация цепочки доставки авиатоплива от прямого производителя до конечного потребителя, внедрение режима «открытое небо» в городе Нур-Султан, предоставление всем иностранным авиакомпаниям пятой свободы воздуха для выполнения полетов в ведущие финансовые центры, внедрение мировых стандартов обслуживания воздушных судов и пассажиров в аэропортах, проведение работ по увеличению транзитного пассажиропотока.
Кроме того, Б. Атамкулов рассказал о подготовке отечественных квалифицированных кадров для сферы гражданской авиации. По его словам, в стране имеется единственное учебное заведение – Академия гражданской авиации, в стенах которой ежегодно выпускается более 400 специалистов. В целях подготовки высококвалифицированных кадров Министерством разрабатывается план развития Академии гражданской авиации.
«В 2020 году мы консолидируем все действующие учебные заведения по отрасли и создадим учебный центр в сфере гражданской авиации, соответствующий европейским стандартам», — сказал Б. Атамкулов.
В проекте новой государственной программы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы предусмотрены все меры и механизмы дальнейшего развития сферы гражданской авиации.
Более подробно о планах развития авиакомпаний, находящихся под управлением фонда «Самрук-Казына», рассказал управляющий директор по логистике и международному сотрудничеству АО «Самрук-Казына» К. Алпысбаев.
«В авиационной сфере АО «Самрук-Казына» имеются две авиакомпании: компания «Эйр Астана» с подразделениями Fly Arystan и Qazaq Air. На конец 2019 года парк воздушных судов составляет 41 единицу. Общая численность сотрудников превышает 5,7 тыс. человек», — сказал К. Алпысбаев.
Компании перевозят пассажиров по 78 направлениям. Из них 44 международных, 34 внутренних направления.
Как отметил К. Алпысбаев, в рамках поручения Правительства РК фонд совместно с компаниями проводит работу по повышению мобильности населения и доступности авиаперевозок путем установления доступных цен.
«До конца текущего года Фондом планируется увеличить в два раза провозную емкость лоукостера и парк воздушных судов, что позволит открыть дополнительную продажу более 100 тысяч билетов по минимальным тарифам», — проинформировал К. Алпысбаев.
В 2020 году парк самолетов компаний Фонда увеличится до 47 единиц, в том числе парк воздушных судов Fly Arystan увеличится до 10 единиц. С учетом роста парка самолетов в 2020 году рост провозных емкостей (пассажиро-километры) составит 63% по внутренним направлениям, 14% по международным направлениям.
Президент АО «Эйр Астана» П. Фостер рассказал о развитии компании.
«Внутренний рынок авиационных перевозок в Казахстане был полностью дерегулирован в 2010 году. С тех пор мы обеспечили самый либеральный режим. Например, возьмем только одно направление «Алматы – Нур-Султан». Мы сегодня видим пять авиалиний, работающих по этому направлению. Для сравнения, по направлению «Лондон – Париж» летают 3, по направлению «Франкфурт – Берлин» – 2, и даже по направлению «Вашингтон – Нью-Йорк» летают 3 авиалинии. Поэтому наш либеральный режим сформировался после дерегулирования в 2010 году. Результаты этой работы можно увидеть, когда вы увидите разницу между пятью авиалиниями», — сказал П. Фостер.
Министр энергетики К. Бозумбаев доложил о производстве авиационного топлива и его стоимости. Благодаря завершенной в текущем году модернизации казахстанских НПЗ, объем производства авиационного топлива увеличился до 694 тыс. тонн или в 1,8 раза по сравнению с производством 2018 года, доля импорта авиакеросина в потреблении снизится с 60% в 2018 году до 4% в 2019 году, остальное выросло на 30%.
«Объем производства авиатоплива позволяет полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка за счет отечественных НПЗ. При необходимости объем производства может быть увеличен до 850 тыс. тонн в год. В связи с этим, Министерство энергетики отметило, что ситуация на рынке авиатоплива стабильна и дефицита нет», — сказал министр энергетики.
Оптовая цена на авиакеросин на казахстанских НПЗ составляет от 578 USD/тонна до 621 USD/тонна, при этом цена на импортное авиатопливо составляет от 672 USD/тонна до 700 USD/тонна.
Следует отметить, что с декабря 2018 года оптовая цена на авиатопливо на НПЗ РК снизилась на 65 USD/тонна.
По словам К. Бозумбаева, цена на авиатопливо регулируется рынком на основе спроса и предложения. При этом цена на авиатопливо на внутреннем рынке Казахстана сопоставима с ценой керосина российского производства и отражает рыночную реальность.
Председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» А. Есимов, в свою очередь, отметил, что все соответствующие органы должны совместно решать вопросы гражданской авиации.