В период обретения независимости наш народ воссоединился с родным языком и исконной религией, и в сфере национального духовного развития происходили положительные изменения. В это время деструктивные течения, воспользовавшись нашей духовной открытостью, проникли на территорию страны. Одна из таких религиозно-политических позиций, стремящихся к достижению политических целей под прикрытием религии, – идеология салафизма – с тех пор получила некоторое распространение в нашей стране и стала причиной недопонимания и конфликтов в обществе.
Эта идеология, основанная на голословных принципах, стремящихся отрицать духовное наследие и культуру казахского народа, накопленные веками, отрицает ислам, глубоко укоренившийся в быту и сознании нашего народа на протяжении веков, и руководствуется установками, противопоставляющими традиционную религию, впитавшую казахские обычаи и традиции, исламу.
Салафиты, чрезмерно идеализируя ранний период ислама и не признавая религиозные традиции и представления, которых не было в то время, считают все действия, отсутствующие в Коране и Сунне, «новшествами» и отрицают изменения, вносящие вклад в развитие исламских ценностей. Поскольку они стремятся к внутреннему раздроблению народа, они усложняют толкование принципов ислама, глубоко укоренившихся в жизни народа, и считают национальные ценности и традиции новшествами (бидгат), привнесенными в религию, объявляя все это «харам».
В целом, исламские ученые иногда говорят о случаях, когда новшества в религии являются обязательными. Например, после смерти пророка Мухаммеда исламские ученые относят к обязательным действиям сбор Корана в одну книгу по необходимости, а также написание аятов Корана. Они считают празднование маулида, дня рождения пророка Мухаммеда, богоугодным делом, а рукопожатие после намаза – разрешенным шариатом.
Если следовать логике салафитов, то все благочестивые дела, традиционно входящие в религиозные установки казахского народа, такие как чтение Корана у могил усопших, мольба о прощении Аллаха, чтение молитв и протирание лица, относятся к новшествам, привнесенным в религию. Учитывая установку салафизма, считающего новшества харамом, их цель ясна – раздробить единую мусульманскую умму в нашей стране, привлечь граждан к экстремизму, лишить подрастающее поколение национальных ценностей и самосознания, отлучить от земли, родителей, родственников и окружающего мира. Понятно, что те, кто поддается одностороннему религиозному взгляду, охваченный максималистским настроем и самоуверенностью, через некоторое время превращаются в манкурта, потерявших свое национальное «я».
Истина заключается в том, что ценность каждой нации основывается на ее национальной культуре, которая проявляется в ее самобытном языке, традициях и обычаях, сохранявшихся веками, и, в целом, во всей ее сущности. С этой точки зрения, казахский народ должен проявлять заинтересованность в сохранении своих духовно-культурных ценностей перед лицом опасности салафизма. Ведь одними из главных предпосылок сохранения любой нации как нации в истории являются сохранение своего родного языка, национального духа и традиционного религиозного понимания, проявляющегося в единстве с культурой.
Поэтому каждый гражданин казахского народа, прошедший через различные испытания в своей истории и восстановивший свою государственность, должен противостоять любому идеологическому давлению, стремящемуся подорвать нашу духовность, «создавая общий фронт». Только тогда мы сделаем Казахстан, «умиравший тысячу раз и возрождавшийся тысячу раз», вечной страной, устремленной в грядущие тысячелетия!
Асхат Ахмедияр
Конгресс религиоведов