В условиях, когда религиозная грамотность нашего народа и отсутствие религиозной розни в обществе имеют огромное значение, была принята «Государственная программа Республики Казахстан по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы». В рамках данной программы информационно-разъяснительная группа в Республике работает с населением с целью предотвращения религиозного экстремизма в государстве и повышения религиозной грамотности населения.
Как член информационно-разъяснительной группы Центра «Мониторинг и анализ» Управления общественного развития города Алматы, я заметила в ходе работы с населением, что за последние 2-3 года количество граждан, подпавших под влияние деструктивных религиозных течений, уменьшилось.
Однако, необходимо обязательно проводить реабилитационную работу с нашими соотечественниками, вернувшимися из зоны конфликта. Они стали свидетелями ужасающих событий там. Это, безусловно, влияет на психологию любого человека. Особенно нуждаются в помощи специалистов женщины. Судьбы женщин, вернувшихся из Сирии, различны.
24-летняя дунганская девушка из Алматы, в 2-3 года развелась с родителями, росла под опекой матери, была очень образованной. Мать вышла замуж за европейского мусульманина, и ей пришлось продолжить обучение в колледжах развитых европейских стран. Она успела выучить несколько языков. Однако, из-за европейского образа жизни она не могла полностью адаптироваться в обществе и часто проводила время в интернете. Вступив в одну из религиозных групп в социальных сетях, где часто сидят молодые люди, читая аяты и хадисы, она познакомилась с чеченским парнем из Дагестана и начала близко общаться. Посетив местную мечеть, научившись намазу, надев хиджаб, через 2 месяца «виртуальный возлюбленный» сделал ей предложение выйти замуж. Влюбленная без памяти в чеченского парня, который осыпал ее теплыми словами, девушка без предупреждения купила билет на самолет и оказалась в Сирии. Выйдя замуж и начав «счастливую» семейную жизнь, она не обращала внимания на разрушительную войну в Шаме. Настолько желая быть рядом с мужем, она не скрывала радости от того, что ее «возлюбленный» потерял ногу в очередной взрыве. «Сколько раз я говорила «давай вернемся домой», но это оставалось лишь фантастической историей. Потому что мой муж был гражданином России, и сама мысль о том, что его ждет впереди, была ужасной. Поэтому мы жили на скудные деньги, которые давал халифат», — сказала она, рыдая при воспоминании о муже, погибшем в очередном взрыве в начале этого года. «Услышав, что «заберут граждан Казахстана», я, не раздумывая, схватила троих детей и бросилась вперед», — говорит она, вытирая слезы.
Если бы у вас была возможность прожить свою жизнь 5 лет назад заново, вы бы поехали в Сирию? — на мой вопрос дунганская девушка замялась и не смогла ответить. Потому что она постоянно упоминала человечность своего российского чеченского мужа, с которым прожила 5 лет, но говорила, что он поддался влиянию из-за своей религиозной неграмотности.
В целом, следует отметить, что сегодня религиозная ситуация в нашей стране стабильна, и государством создаются необходимые условия для реализации гражданами своих прав в религиозной сфере. Сегодня нам предоставлена прекрасная возможность возродить нашу исконную религию, национальные ценности, обычаи и традиции, полностью восстановить все. Роль и место религии в жизни Казахстана важны и особенны.
Айша Кенесбай, религиовед-журналист