Я счел уместным начать свою статью со слов выдающегося казахского писателя Ильиса Есенберлина: «Задача изобразить трудную и полную героизма историю моего народа стала смыслом моей жизни. Рассказ о прошлом моего народа стал главной целью моей жизни. Показать подлинную историю о жизнеспособности государственного и национального единства и борьбе за его сохранение. Об этом я хотел рассказать в трилогиях «Кочевники» и «Золотая Орда».
Чтобы понять происходящие в нашей национальной истории изменения, связанные с Золотой Ордой, необходимо оглянуться в прошлое.
Все историки дореволюционного периода признавали казахов наследниками Золотой Орды. Например, Шокан Валиханов писал, что казахи считают себя потомками народа Золотой Орды. Этот научный консенсус сохранялся и в течение 20 лет после Октябрьской революции.
Все кардинально изменилось после выхода в 1937 году научной монографии Б.Д. Грекова и А. Якубовского. Борис Дмитриевич Греков незадолго до этого стал академиком Академии наук СССР, а затем получил Сталинскую премию. Его слово стало официальным приговором для исторической науки Казахстана: Казахское ханство было официально исключено из состава «наследников Золотой Орды». После репрессий 1937 года все историки жили в страхе. Смерть Санжара Асфендиярова, расстрелянного в 1937 году, не давала покоя историкам Казахстана. 29 сентября 1937 года «Казахстанская правда» опубликовала статью студентов Казахского марксистско-ленинского института под названием «Японский шпион под маской историка». В ней Санжару Асфандиярову было предъявлено обвинение в «восхвалении ханов и нанесении ущерба истории казахского народа».
Историки и идеологи Казахстана, приспосабливаясь к новой партийной установке, пытались сохранить хотя бы отголоски «наследия Золотой Орды». Все казахские поэты и писатели, историки начали воспевать золотоордынского князя Едыге как одного из главных национальных героев казахской истории.
В 1940-х годах казахский писатель, литературовед, доктор филологических наук Кажим Жумалиев поставил пьесу о Едыге. В его книге «Казахская литература» (учебник для 8-го класса средних школ), вышедшей в 1944 году, Едыге назван одним из основных героев казахского народа. Сабит Муканов в вышедшей в том же 1942 году книге «Очерки истории казахской литературы XVIII-XIX вв.» писал: «Борьба за независимость родного народа породила таких исторических героев, как Едыге». То есть Сабит Муканов отдал Едыге первое место среди казахских батыров. Далее он пишет: «После смерти Чингисхана, монгольского хана, правившего всей Восточной и Средней Азией, его старший сын Джучи основал государство «Золотая Орда» на берегу Волги. Государство процветало 300 лет. В его управлении и защите участвовали и прославились казахские батыры, такие как Едыге, Кобланды, Шора, Сырым, Мамай, Казтуган, Шалкииз. Эти исторические личности остались в истории как народные герои, защищавшие свою землю от внешних врагов». Здесь писатель открыто пишет о Едыге как о казахском батыре.
Авторы «Истории Казахской ССР», вышедшей в 1944 году, также считали Едыге одним из главных героев истории Казахстана в средние века. В 1945 году второй секретарь ЦК Компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов на обсуждении проекта постановления «О подготовке второго издания книги «История Казахской ССР» сказал: «Едыге широко известен среди казахов, детей называют Едыге, старики тоже хвалят своих детей, называя их Едыге».
В 1944 году Алькей Маргулан написал научную монографию «Едыге в сказке и Едыге в истории», посвященную жизни Едыге. В настоящее время ни одного экземпляра этой книги не сохранилось. Есть два предположения. По одному из них, Алькей Маргулан сам подвергся преследованиям за возвеличивание образа Едыге в этой книге, поэтому, опасаясь репрессий, он уничтожил весь тираж книги своими руками. По другому предположению, советские правоохранительные органы уничтожили все книги о Едыге. Каждое из этих предположений имеет под собой основания. После этого случая, связанного с Едыге, Алькей Маргулан ушел в более безопасную область археологии и избежал преследований, оставив исследования Золотой Орды и казахского устного народного творчества. Еще до преследований Алькей Маргулан писал о Едыге: «Едыге — одна из самых выдающихся личностей эпохи Золотой Орды. Едыге посвятил всю свою жизнь Родине. Поэтому его имя не забывается, сколько бы веков ни прошло».
Однако из-за давления центра исследование Едыге было запрещено, и его образ был вычеркнут из «списка имен предков казахского народа».
В 1944 году ЦК ВКП(б) выпустил постановление от 9 августа 1944 года «О состоянии массовой политической и идеологической работы в татарской партийной организации и мерах по ее улучшению», содержащее указание о феодально-ханском характере эпоса о Едыге. После этого ученые, исследовавшие историю Золотой Орды в СССР, а также исследовавшие жизнь Едыге, подверглись преследованиям. В то время высказывались мнения, что «Институт не учел, что в эпосе «Едыге» содержатся национальные идеи, чуждые всем народам СССР (ненависть к русскому народу и борьба против него, идея объединения татарских племен всей Дешт-и-Кипчакской степи)». Исследователи Золотой Орды обвинялись в том, что «эпос «Едыге» полон пантюркистских и националистических идей», что это «эпос не народа, а ханов и феодалов».
Таким образом, в советский период, начиная с 1937 года, исследование Золотой Орды было запрещено, и само название Золотая Орда стало ненавистным. В официальной исторической науке Казахстана Золотая Орда превратилась в «чужое государство, завоевавшее земли предков казахов (кыпчаков)».
Позже от репрессий пострадал и выдающийся казахский ученый Каныш Имантаевич Сатпаев за исследование темы Золотой Орды. Ученый подвергся преследованиям за исследование эпоса о Едыге. В результате Каныш Сатпаев в 1951 году был вынужден писать «печальные письма» секретарю ЦК КП(б) Казахстана Ж. Шаяхметову, секретарю ЦК ВКП(б) М.А. Суслову и оправдываться перед республиканской и всесоюзной властью.
Таким образом, в 1950-х годах советская власть наложила на концепцию «Золотая Орда» клеймо чуждости и исключила ее из «национальной истории Казахстана». В 1980-х годах начался период оттепели. В 1983 году Ильяс Есенберлин завершил трилогию «Золотая Орда». В этом произведении писатель изобразил Золотую Орду как прародителя Казахского ханства. Однако из-за прежнего давления советской цензуры это произведение писателя не получило такого широкого признания среди казахских читателей, как «Кочевники». Тем не менее, Ильяс Есенберлин смело выступил против прежнего взгляда, делавшего Золотую Орду ненавистной. Это смелое действие писателя могло обернуться для него бедой. Но поскольку книга изначально была написана на казахском языке, а также благодаря постепенному ослаблению советской политической системы, Ильяс Есенберлин остался жив.
Кроме того, выдающийся историк Казахстана Вениамин Юдин также начал добиваться научного «оправдания» Золотой Орды. Несколько его научных статей, вышедших в 1983 году небольшим тиражом, легли в основу новой концепции исследования Золотой Орды. Именно эта концепция и по сей день является руководящей в Казахстане. К сожалению, смерть Вениамина Петровича Юдина нанесла удар по его идеям. Тем не менее, благодаря отзывам о его работах, концепция ученого выдержала испытание временем и начала признаваться в начале 2010-х годов.
Подводя итог, можно сказать, что в советский период, начиная с 1937 года, «наследие Золотой Орды» было вырвано из «национальной истории». В 1944 году этот процесс был завершен. Затем до 1980-х годов на концепцию «Золотая Орда» было наложено строгое табу. В 1983 году писатели (Ильяс Есенберлин) и ученые (Вениамин Юдин) начали оправдывать Золотую Орду. Окончательную точку в процессе оправдания Золотой Орды поставили Нурсултан Абишевич Назарбаев и Мурат Муханбетказыулы Тажин в 2013-2014 годах, выдвинув твердый тезис о том, что «Казахское ханство является одним из законных наследников Золотой Орды». Послание Касым-Жомарта Кемелевича Токаева 2019 года, придав новый импульс формированию новой парадигмы «национальной истории Казахстана», повысило актуальность этой темы.
Жаксылык Сабитов,
Эксперт ЭИСИ при Фонде Первого Президента