В последнее время широко используются понятия «инклюзивное общество», «инклюзивное образование», «инклюзивная экономика» и «инклюзивное отношение». Терминологическое значение понятия «инклюзивность» происходит от английского «inclusion» — «включение», а его противоположность «exclusio» означает «исключение». Это понятие впервые было применено в педагогике, то есть в практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, не подвергая их дискриминации, не изолируя в специальных интернатах, а создавая условия, в которых они чувствуют себя комфортно наравне с другими здоровыми детьми. Позже инклюзивное отношение стало распространяться и на другие сферы общественной жизни путем создания условий для людей с ограниченными возможностями (сам термин «инвалид» считается дискриминационным). Таким образом, особенно в западных обществах, начало формироваться сознание об установлении инклюзивного общества. В широком смысле это означает общество, в котором каждый чувствует себя полноправным членом сообщества, независимо от его пола, расы, возраста, статуса, национального, религиозного и культурного происхождения, а также особенностей физического и ментального состояния, даже при расхождении во взглядах. Это стремление, рожденное из признания природного разнообразия людей, естественного права каждого на жизнь на равных условиях, и намерения принять инклюзию как интегративную норму, расширяя границы своей толерантности. В исламе это объясняется всеобъемлющим характером Творца, милосердного и сострадательного, и Его универсальностью, охватывающей каждого в его естественной сущности.
Актуальность данной проблемы обусловлена усилением в последнее время в обществе, средствах массовой информации и социальных сетях настроений дискриминации и вражды. Особенно холод антитезы «мы и другие», основанной на национальных, культурных и религиозных корнях, приводит к жесткой агрессии и оскорблениям. Среди общественности распространяется недоверие к государственной власти. Любое обсуждение проблемы выходит за рамки самой проблемы и переходит на личности, им навешиваются различные ярлыки: «националист», «ватник», «нацпат», «нурбот», «космополит», «ваххабит», «салафит», «бородач», «зикрчи» и т.д. Конечно, действия, граничащие с радикализмом, недопустимы, но гораздо эффективнее предотвращать различные несправедливости и социальные причины, подталкивающие к ним. И даже при работе с течениями, признанными экстремистскими, необходимо применять мягкие методы их включения в общество, а не исключения. Каждая из вышеупомянутых заинтересованных групп, обсуждая какую-либо проблему в социальных сетях, поддерживает только свои взгляды и нападает на взгляды представителей других наций, религий, культур. Возникла тенденция к такому разделению, и назревают предпосылки для установления эксклюзивного общества, полностью отрицающего разнообразие. Например, из-за взглядов одного проповедника казахстанская мусульманская община разделилась на две стороны. Конечно, эта тенденция еще не приобрела массовый характер, но это неприятная ситуация с преобладающим негативным потенциалом.
Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева от 2 сентября 2019 года называлось «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Такое название, прежде всего, направлено на снижение напряженности между властью и обществом. В тексте Послания присутствуют понятия «инклюзивное общество» и «инклюзивная экономика», и подчеркивается, что «единство страны – в ее многообразии». Из содержания Послания видно, что Президент заинтересован в формировании подлинного, справедливого и социально ориентированного государства, не допускающего таких негативных явлений, как коррупция, клептократия, произвол, расточительство, разъедающих общество. Намерение продолжать государственную политику в сфере религии, основанную на межэтнической и межконфессиональной толерантности, прослеживается.
На наш взгляд, во-первых, религиозная идентичность и мировоззрение казахов соответствуют суннитской доктрине ислама, которая обычно призывает к духовности, ксенофилии, прогрессивной цивилизованности и приветствует внеполитический характер. Во-вторых, существует глубокая связь между инклюзивностью (терпимостью и братством) казахского мусульманства и историческими и цивилизационными основами казакшилыка (национализма).
Мы надеемся, что официальная политика, вытекающая из Послания, будет способствовать возрождению инклюзивной национальной и инклюзивной религиозной идентичности, а также оптимальному принятию передовых либеральных ценностей на национальной почве, создавая условия для равного распределения благ от экономики среди членов общества. В случае возрождения традиционной религиозной идентичности казахов это предотвратит в будущем доминирование крайнего национализма, основанного на этноцентризме, и рост в мусульманской умме Казахстана чуждых исламских эксклюзивных толкований. Традиционная методология «ханафитско-матуридитской школы», которая обычно дает рациональные ответы на возникающие проблемы, взвешенные на весах разума («мизан»), может противостоять религиозно-интеллектуальному толкованию «литералистического» (буквалистского) толкования ислама, которое обычно проявляется в радикальных аспектах ислама.
Бахытжан Сатершинов
Председатель Конгресса религиоведов Казахстана