Справочная служба по законодательным источникам Библиотеки Конгресса. 1919 г. (Library of Congress/Corbis/VCG via Getty Images)
Самый большой парадокс цифровой эпохи – изобретатели Кремниевой долины считают себя лидерами будущего общества, придавая цифровой характер вещам, которые давно существуют. Один из таких «новаторских» продуктов – цифровой консультант, то есть цифровые библиографы, помогающие ученым. Однако качество их обслуживания не идет ни в какое сравнение с американскими библиографами-консультантами, работающими уже более века.
Библиотекари-библиографы в свое время играли важную роль в жизни американцев. Они могли предоставить обширную информацию о научных трудах по известным темам, начиная от простых вопросов читателей. Читатели могли получить необходимые ответы на свои вопросы, обратившись в библиотеку или к местному библиографу по домашнему телефону.
Если читатель называл книгу или журнальную статью, о которой он слышал, но точное название которой не знал, библиограф-консультант немедленно уточнял ее название и содержание. Библиографы не только знали различные списки литературы, но и выполняли функцию архивариусов, профессионально систематизируя эти источники. Они оценивали глубину темы в зависимости от каждого вопроса читателя и давали качественное направление исследовательской работе читателя. Кроме того, они определяли, насколько надежным источником является каждая статья и научный труд, и максимально глубоко изучали вопрос, сравнивая его с другими источниками.
В академической среде библиографы помогали ученым находить материалы, необходимые для различных литературных обзоров. Они даже выполняли функцию научных ассистентов, находя неизвестные им источники.
На самом деле, библиографы могли бы оказать большую помощь в борьбе с ложной информацией во времена, когда распространялись ложь и обман. Они были незаменимыми научными ассистентами для каждого читателя, обращавшегося в справочную библиотеку, предоставляя бесплатные услуги.
Самое главное, если посмотреть на качество обслуживания прежних библиографов-консультантов, можно увидеть, на каком уровне работает интернет. Сегодня у людей сложилось представление, что библиотека – это склад, где хранятся книги и откуда их можно изредка брать. На самом деле, библиотека была очагом знаний, просвещавшим народ и открывавшим ему глаза.
Хотя интернет предоставляет пользователю миллионы источников за считанные секунды, машина не может отличить правильные сведения от неправильных. В списке литературы, предложенном интернетом, встречаются научные статьи, в которых смешаны мнения, исследования, доказательства и сомнения, а также ложь и правда. Пользователю сети приходится искать нужную ему литературу с трудом, как иголку в стоге сена.
А в общественных библиотеках высококвалифицированные специалисты помогают читателям безошибочно находить самую необходимую литературу. Библиографы точно знают вопросы, волнующие местное население, и знают читателей лично. Соответственно, они адаптируют ответ к уровню задающего вопрос. А Кремниевая долина превозносит программу, отвечающую на простой вопрос простым ответом, которой не было в нашем обществе, на уровень «изобретения».
В конечном итоге, цифровые помощники испытывают трудности даже с ответом на простой вопрос и не могут выйти за рамки показа возможной полезной и бесполезной информации в интернете. Они берут ответ на ваш вопрос из источников, ранее опубликованных в интернете.
Цифровой помощник в смартфоне даже не понимает наш вопрос. Он просто выводит вам данные, составленные из похожих текстов в открытом интернете. Иногда, даже если ответ на ваш вопрос существует в мировой сети, он не будет выдан, если количество людей, задавших этот вопрос, невелико.
А библиографы-консультанты способны ответить на любой сложный вопрос и даже на вопрос, требующий специального исследования, который никто никогда не задавал.
Когда разговариваешь с инженерами, создающими цифровых помощников, многие из них не знают о деятельности библиографов. Например, по результатам опроса, охватившего около 9000 общественных библиотек в США в 2017 году, более 17000 библиотекарей ответили на 240 миллионов запросов в том году.
Американским библиографам из Кремниевой долины есть чему поучиться. Чтобы понять их роль, можно посетить местные библиотеки и изучить их методы работы с информацией. Чтобы улучшить работу системы, отвечающей по готовому шаблону из открытого интернета, инженерам было бы полезно пройти обучение у библиографов и обратить внимание на то, как они достигают универсального экспертного уровня.
В то время как Кремниевая долина считает достижением то, что современные цифровые помощники отвечают на такие простые вопросы, как «В каком году человек высадился на Луну?» или «Каково настоящее имя Марка Твена?», в библиотеке ответы на подобные вопросы можно легко найти в справочной службе.
Библиографы-консультанты также отвечают на сложные вопросы читателей, такие как «Я хочу узнать о жизни Марка Твена» или «Мне нужны научные статьи, критикующие Хаклберри Финна в 1900-х годах», «Как детство Марка Твена повлияло на его творчество?». Если вы зададите тот же вопрос цифровому помощнику, он покажет вам статью из Википедии или, возможно, ответит: «Я не уверен, что могу вам помочь».
В связи с этим возникает закономерный вопрос: как связать библиографов и цифровых помощников? Что, если цифровой помощник будет направлять пользователя к местному библиографу для поиска ответов на сложные вопросы? Что, если пользователь позвонит в библиотеку или создаст виртуальный чат со справочной службой? Таким образом, цепочка вопросов будет поступать в рабочее время библиографа, а ответ будет отправлен обратно пользователю, когда он будет готов.
Конечно, это, несомненно, увеличит объем работы библиографов, но это было бы наиболее эффективным партнерством между библиотекарями и цифровыми помощниками.
В результате, растущее поколение в цифровую эпоху будет иметь проводников, которые не дадут заблудиться в огромном цифровом мире, и найдет то, что ему нужно. Достижения новых технологий, несомненно, откроют путь и к таким возможностям.
Оригинал статьи: forbes.com