По моему мнению, за этим кадровым назначением кроется несколько глубоких причин.
Во-первых, власть, вероятно, почувствовала возрастающий вес и значимость социальной проблемы. Известно, что в определенные периоды в правительстве не было вице-премьера, ответственного за социальные вопросы: были и такие «интересные» времена! Не показала ли прошлая трагедия в Астане, где погибли пять невинных младенцев, что социальная проблема, если она не находит своевременного решения, может стать политическим фактором?!
Во-вторых, столь острое обострение социальной проблемы является следствием отсутствия цивилизованного диалога между обществом и властью. Возможно, назначение куратором этой сферы личности, способной говорить с народом по-человечески, станет одним из путей решения этой непростой ситуации.
В-третьих, все сферы государственной политики становятся «казахизированными». Одним из поводов для выхода Сапарбаева, вышедшего из села, хорошо владеющего родным языком и понимающего характер и требования простых людей, на эту высокую ступень власти является именно это.
Однако у этого кадрового назначения есть и следующие аспекты.
Во-первых, ошибочно полагать, что любая талантливая и сильная личность сможет внести кардинальные изменения в сложившуюся систему. Ведь время показало, что принцип «сначала экономика», изначально принятый властью, оказал влияние не только на чистую политику, но и на социальную сферу. Настало время коренным образом изменить ситуацию! Для этого необходимо оживить статью Конституции «Казахстан – социальное государство», пустив по ней кровь!
Самое главное – в сознании, в том числе и в сознании граждан, должна произойти следующая морально-психологическая метаморфоза: «бюджетные средства, которые должны быть направлены на решение социальной проблемы, принадлежат не президенту, правительству, министру или акиму, а народу!». И этот принцип должен быть написан золотыми буквами на фасаде каждого государственного учреждения!
И еще, при выделении средств на социальную сферу власть не должна вести себя так, будто она тратит свои деньги и делает добро народу! Владелец бюджета – сам народ, а чиновники – лишь временно нанятые работники за счет народных денег! Только тогда общее социальное положение в стране встанет на цивилизованные рельсы!
Во-вторых, при определении приоритетных направлений расходования бюджета у нас должен утвердиться следующий тренд развитых стран, а не текущая конъюнктура: то есть, законом должно быть закреплено выделение определенного процента ВВП на социально значимые сферы. Например, 3 процента на образование, 3 процента на медицину. Тогда эти сферы не будут подвержены негативному влиянию девальвации и инфляции! У нас пока такая практика не устоялась.
Вместе с тем, необходимо пересмотреть такие статьи, как финансирование дорогих и помпезных проектов в бюджете! И для решения этого вопроса необходимо создать бюрократические условия, чтобы не только вице-премьеры, ответственные за финансово-экономическую сферу правительства, но и «социальный вице» могли напрямую участвовать и отстаивать свою позицию! Чего скрывать, до сих пор на любом государственном органе (правительстве, министерстве, акимате) заместитель, ответственный за социальную сферу, всегда рассматривался как представитель «второго эшелона»?! Пришло время вывести их на передний план табели о рангах чиновников!
В-третьих, несмотря на то, что Бек (Сапарбаев) является опытным и знающим специалистом, нам нужна новая волна кадров, способных круто изменить социальную сферу!
Они есть среди нас! Радует то, что в среднем звене чиновников сформировалось целое поколение казахоязычных кадров, работавших на низовом уровне и накопивших опыт. Только законы справедливости и открытой конкуренции должны царить в государственной карьере.
Из записи Амиржана Косанова в Facebook.