На мероприятии приняли участие учителя со всех регионов Казахстана, преподаватели учебных заведений, ученые, общественные деятели, представители государственных органов, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на Акорду.
Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении отметил роль учителей в воспитании нового поколения.
– Воспитание достойных граждан страны – это задача педагогов и родителей. Достойный гражданин – это человек, который использует свои знания на благо нашей Родины. В нашем изменчивом мире наша молодежь должна глубоко понимать, что без трудолюбия она не сможет конкурировать, – сказал Президент.
По словам главы государства, развитию сферы образования и науки нужен новый и мощный импульс.
– Для повышения качества образования необходимо принять комплексные меры. Это, прежде всего, вопросы, связанные с квалификацией учителей, качеством учебников, инфраструктурой, соответствующей требованиям времени, и материальной базой. Необходимо эффективно работать по указанным направлениям, то есть своевременно выявлять возникающие проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Президент выразил критическое отношение к бюрократии и односторонности в реализации идеи оценки квалификации учителей, а также к привлечению преподавателей к различным мероприятиям, не связанным с их профессией.
– Ситуации, когда местные акиматы злоупотребляют своими полномочиями и привлекают учителей к административным мероприятиям, не имеющим отношения к сфере образования, не прекращаются. Для решения указанных проблем поручаю Правительству принять срочные, конкретные меры, – сказал глава государства.
Кроме того, Касым-Жомарт Токаев поручил принять меры по повышению качества системы дошкольного образования и воспитания, а также определить стратегию дальнейшего развития среднего образования.
– В 60 процентах стран мира школьное образование начинается с 6 лет, то есть такая система положительно влияет на раннее интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Поручаю Правительству в рамках новой программы развития образования и науки до 2025 года обеспечить постепенный, планомерный переход к модели 12-летнего образования, – отметил Президент.
Глава государства обратил внимание на необходимость проработки реализации проекта «Жас маман», развития системы технического и профессионального образования, а также решения проблемы трехсменных и малокомплектных школ.
Касым-Жомарт Токаев поручил Министерству образования и науки пересмотреть процесс внедрения трехъязычной системы обучения. Данный вопрос требует всестороннего изучения с учетом готовности преподавателей и образовательных программ.
– Обучение естественнонаучным предметам на английском языке должно осуществляться с учетом кадровых возможностей образовательных центров, по желанию учащихся и родителей. Поэтому считаю, что начинать обучение английскому языку со 2-3-го класса или с 5-го класса по желанию родителей будет уместно и эффективно, – высказал свою позицию Президент.
Глава государства отметил, что повышение размера заработной платы учителей является первоочередной задачей.
– Заработная плата в этой сфере находится в числе самых низких, то есть составляет 65 процентов от средней заработной платы по экономике страны. В целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования поручаю Правительству в течение четырех лет увеличить заработную плату учителей в 2 раза, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Кроме того, Президент поручил разработать все образовательные программы и стандарты на одном уровне, устранить разрывы в уровне образования городских и сельских детей и предоставить детям возможность получать качественное образование независимо от места проживания и социального положения родителей.
Глава государства особо подчеркнул необходимость обеспечения прозрачности системы финансирования науки, совершенствования работы национальных научных советов. По мнению Президента, необходимо разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки.
В завершение конференции Касым-Жомарт Токаев наградил ряд учителей за вклад в развитие отечественного образования и активную общественную деятельность.
В частности, орденом «Құрмет» награждены учитель школы-лицея для одаренных детей №8 города Павлодар Анатолий Билида, учитель средней школы №13 Илийского района Алматинской области Гульнар Казербаева, медалью «Ерен еңбегі үшін» – учитель школы-лицея №38 имени А. Молдагуловой города Уральск Гульзихан Таскарина, учитель средней школы имени А. Югнаки города Кентау Туркестанской области Данегуль Куатбек, медалью «Шапағат» – учитель областной специализированной школы-интерната №2 имени Н. Нурмакова города Караганда Екатерина Нипрук.
Полную версию доклада главы государства можно прочитать здесь.