Сегодня не секрет, что чрезмерно религиозные люди отрицают многие наши традиции и обычаи. Однако теологи со специальным образованием говорят, что казахские традиции и религия — это два неразделимых понятия. В связи с этим информационный портал Ult.kz задал вопросы, волнующие многих по поводу религии и традиций, теологу «Центра консультирования и реабилитации» при Управлении общественного развития города Алматы Руслану Кайыргельды.
– Руслан, давайте начнем наш разговор с заблуждений простых людей. В чем чаще всего ошибаются люди, идущие по ложному пути религии? Какую работу вы проводите для них?
– В целом, заблуждения простого народа возникают либо от религиозной неграмотности, либо, если говорить откровенно, от незнания своей родовой религии. Испокон веков наши предки были имамами. Люди ошибаются из-за неправильного понимания нашей родовой религии и традиций. Ведь многие казахские традиции заимствованы из религии. Простой пример: в некоторых регионах нашей страны есть традиция приветствия невестки. Сейчас все чуждые течения запрещают это. Почему? Потому что говорят, что женщина совершает земной поклон человеку. Говорят, что земной поклон совершается только Богу. С точки зрения салафизма это так, но если смотреть с человеческой и истинно мусульманской точки зрения, в этом нет никакого греха. Наоборот, это очень благое дело и примерная традиция. Почему? Во-первых, когда невестка находится дома, если к ним приходят друзья мужа, соседи, в некоторых регионах они держат ее за руку, целуют в щеку, обнимают. А в некоторых местах невестка кланяется, а затем занимается своими делами, готовит чай и т.д. Между ними возникает определенная дистанция. Таким образом, никто не впадает в грех. Наоборот, сохраняется сунна, и обе стороны не впадают в грех. Я говорю салафитам: «Вы отрицаете такую прекрасную традицию и, наоборот, толкаете людей на грех». Если задуматься, если бы люди, простой народ, хорошо знали традиции, то многие вещи действительно были бы заимствованы из религии. Если говорить о расточительстве, например, казахи в целом очень внимательно относились к расточительству. В наших традициях, начиная с наречения имени ребенку, забоя скота, в шариате и сунне есть определенное количество овец для рождения мальчика или девочки, их раздача и т.д. У нас также обязательно есть калжа, курмандык, жертвоприношение, раздача мяса. В советское время, в течение семидесяти лет, наши предки, будучи мудрыми, превратили это в традиции, чтобы сохранить религию. Благодаря этим традициям народ не отдалился от религии. Если говорить о простом народе, если они будут продолжать традиции в том виде, в каком они есть, они никогда не заблудятся. А для этого, конечно, нужно повышать религиозную грамотность. С одной стороны, можно сказать, что десять лет назад это было связано с низким уровнем образования имамов. В наше время имамов становится все больше, они очень образованы. Есть один университет, девять медресе. Думаю, со временем народ станет более религиозно грамотным. Но я думаю, что сейчас, если слушать традиции и имамов в мечетях, они не заблудятся.
– Как складывается судьба тех, кто заблудился, но вернулся в общество? Возвращаются ли они?
– Возвращаются. Но изменить чье-то мнение очень сложно. Я думаю, это самое трудное. Наоборот, легче убедить человека из другой религии перейти в нашу. Но в Казахстане никто никого не принуждает, у нас ведь религиозная свобода. Но изменить свое мнение, будучи в религии, очень трудно. Если человек находится в этом направлении год-два, максимум четыре-пять лет, его можно переубедить. А те, кто находится в этом уже десять лет, совсем уходят. У них изначально установлен некий «антивирус», и они продолжают жить по инерции, им ничего не интересно. Можно реабилитировать новых людей, но это иногда опасно. Если человек психологически силен, если он обладает твердой позицией как личность, он легко продолжит свою жизнь. Чаще всего, если вы заметили, малые народы в какой-либо стране очень сплочены, и они тоже очень сплочены. В любых вопросах. Например, в поиске работы, в поддержке бизнеса. Сейчас, например, аксессуары, продажа телефонов, ремонт телефонов, автозапчасти и различные материалы – в основном работают те, кто попал под влияние этих чуждых течений. Даже в частном бизнесе. Если брать Алматы, Алматы – это город, ориентированный на малый и средний бизнес. Многие приезжают сюда из разных регионов работать. И когда они поддерживают друг друга, они делают это очень сильно, помогают, дают деньги, причем без процентов. Если у человека есть склонность к бизнесу, они его поддерживают. Но, по правде говоря, они становятся зависимыми от чего-то. Например, я знаю молодого человека по имени Айтолды (имя изменено – ред.), который полностью отказался от своих прежних взглядов. Я много раз говорил ему: «Давай мы тебя поддержим, дадим правдивую информацию, возьмем интервью, изменим твое имя, внешность, снимем видео, разместим на сайте, и ты все объяснишь. Ты был среди них, расскажи подробно, как все там происходит, нужно предотвратить это у молодежи». А он отвечал: «Они мне помогли, поддержали. Все, что у меня есть сейчас, благодаря им. Как я могу выступить против них в одночасье?» Они ведь слабые личности (не избавились от страха), слабые люди стесняются. Даже если у них не отберут бизнес, они все равно отвернутся, почувствуют себя одинокими. Есть и такие слабые люди, их снова адаптировать к обществу довольно сложно. Это зависит от самого человека. Например, если он сильный парень, если он может отстаивать свои мысли и позицию, он сможет снова влиться в общество