О продолжении строительства LRT и его оптимизированных расходах.
Первый вариант LRT обошелся нам в 2,6 млрд долларов. Оптимизированные расходы – 1,5 млрд. Это сокращение было достигнуто в основном за счет:
— сокращения срока займа с 20 лет до 5 лет. Соответственно, уменьшилось и количество выплат по процентам.
— сокращения подвижного состава с 19 до 12 единиц, станций с 18 до 11, подземных и пешеходных переходов.
Теперь мое мнение по этому вопросу.
Во-первых, любой финансист, только начинающий свою деятельность, поймет, что если он не платит проценты по кредиту, а использует другие свои счета, в том числе собственные источники средств, это вовсе не означает, что есть абсолютно бесплатные деньги. Это чисто чиновничий подход. Деньги – это субстанция, которая всегда имеет свою стоимость. Это просто означает, что вы заплатите кому-то другому те деньги, которые не платите китайцам. Соответственно, расходы не сократились на 800 млн долларов. Вы просто перенесли эти расходы в другое место. Фактически, бюджет будет недополучать 600-800 млн долларов в другом месте.
Во-вторых, если вы сокращаете подвижной состав, станции, подземные и пешеходные переходы на 40%, это означает, что изначально вы все спланировали неправильно. Соответственно, почему вы думаете, что сейчас планируете правильно? Почему сокращение составило 40%, а не 60-70%?
Я даже не хочу говорить о том, что мы получим неполноценный проект, а скорее инвалидный, за 1.5 + 800 млн, или 2,3 млрд долларов.
В итоге, вместо дорогого, но полноценного LRT за 2,6 млрд долларов, мы получим дорогой, но не полностью функционирующий проект за 2,3 млрд долларов.
Более того, учитывая отсутствие пассажиропотока в Астане, который мог бы оправдать этот проект, мы понимаем, что это равносильно тому, чтобы выбросить все 2,5 млрд долларов на ветер, вместо решения множества социально значимых проблем.
С страницы Маргулана Сейсембая в Facebook