В прошлом веке понятие религии как неотъемлемой части культуры еще не утратило своей жизнеспособности. Тем не менее, религиоведы неоднократно доказывали, что это утверждение в корне ошибочно. Известно, что условная закономерность, сформированная на такой основе, приводит к сегодняшнему расслоению нашего общества. Сегодня есть и те, кто отделяет традиционную казахскую культуру от религии Ислам, вставляя клин между ними, попадая под влияние других культур и измеряя все ценности и принципы религии, такие как социально-психологические и правовые, бытом и культурой той страны.
Это, конечно, явление, порожденное неспособностью отличить традиционное религиозное познание от веры. Бесспорно, что рассмотрение познания и веры в религии как единого целого является проблемой, вытекающей из низкого уровня научного познания. Мы можем уточнить эту мысль цитатой известного историка и религиоведа З. Жандарбека: «Религия — это система учений, возникшая вне человеческого общества и служащая на благо этого общества. В человеческом обществе все — общая культура, обычаи, традиции, государственная система — формируется на основе религиозных учений и религиозного познания. Поэтому религия никогда не может быть составной частью культуры. Напротив, религия является основной движущей силой, формирующей составные части культуры».
Итак, какую бы мы ни взяли общину, мы видим, что она не обходится без религии. Ведь очевидно, что религия является неотъемлемой частью культуры и ее основной платформой. Каким бы ни был народ в мире, культура этого народа, традиции его существования, его сущность и даже характер формируются на основе религиозных ценностей. Истина, не требующая доказательств, заключается в том, что Ислам является основным стержнем, неотъемлемой частью традиционной казахской культуры. Наши предки считали себя мусульманами с незапамятных времен, на протяжении двенадцати веков. Эту позицию не смогла сломить даже правившая в прошлом империя. Как известно, наш Елбасы в своем выступлении подчеркнул: «Ислам – это не только религия, это наша культура», подчеркнув, что наша религия является не просто застывшей догмой, а нашей традиционной культурой. Ведь Ислам является духовной ценностью нашего народа, уходящей корнями в века.
Когда Ислам впервые пришел на казахскую землю, наш народ стремился познать его в соответствии со своей природой. Поэтому на казахской земле появились труды таких ученых, как аль-Фараби, Ахмет Йюгинеки, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, К. А. Ясави, Н. Б. Рабгузи. Через этих выдающихся ученых бесценная духовная культура нашего народа обрела новое значение, а его сознание и дух соединились с истиной. В связи с этим наш Елбасы вновь отмечает: «На казахской земле наш мудрый предок Ахмет Ясави, учитывая