Донесение религии человечеству, произнесение проповедей – это самый короткий путь к довольству Аллаха Всевышнего. Ведь Аллах Всевышний в Коране сказал:
مَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحاً وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ وَ
«Кто говорит лучше того, кто призывает к Аллаху, совершает праведные дела и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» (Фуссилат, 33). А Посланник Аллаха сказал: «Кто призовет к прямому пути, тому будет записана награда, подобная наградам тех, кто последует за ним, без какого-либо умаления их награды» (Муслим). Произнесение проповедей – это путь пророков, сподвижников, табиинов, ученых, праведных имамов, последовавших за ними.
Поэтому у произнесения проповедей есть свои этикеты и условия. Они следующие:
1. Искренность, правильность намерения;
Искренность – одно из важнейших условий и этикетов призыва к религии Аллаха Всевышнего. Это показатель успеха проповедника. Искренность, намерение – основное условие проповеди. Ведь Аллах Всевышний в Коране сказал:
قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصاً لَّهُ الدِّينَ
«Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии»» (Аз-Зумар, 11).
Основное намерение и искренность проповедника должны быть направлены только на обретение довольства Аллаха. Намерение не должно быть достижение мирских благ, положения. Необходимо избавиться от намерения «пусть меня слушают, пусть меня видят».
2. Получение знаний;
Получение знаний, являющихся наследием нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), – одна из обязанностей проповедника. Важно, чтобы проповедник был проницательным и пробужденным.
В Священном Коране сказано:
قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللّهِ وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Скажи: «Вот мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху на основе ясного знания. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Йусуф, 108).
Также проповедник должен быть глубоко осведомлен в вопросах исламского права и шариата.
3. Действие в соответствии со знанием:
Одно из важнейших дел проповедника – действовать в соответствии с полученными знаниями. Ведь неправильно призывать людей к исправлению, а самому забывать о себе. Об этом в Священном Коране сказано:
أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ
«Неужели вы будете призывать людей к благочестию, забывая самих себя?» (Аль-Бакара, 44).
Если проповедник исправит свои поступки, его слова будут хорошо приняты и окажут положительное влияние на общество.
4. Внимание к правильности акыды:
Когда Посланник Аллаха призывал людей к религии, он в первую очередь уделял внимание акыде. Ведь акыда – основа религии. Аллах Всевышний в Коране сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (Аль-Анбия, 25).
Если акыда правильная, то и другие предписания – фарды, сунны, этикеты – будут правильными. Поэтому проповеднику следует уделять больше внимания вопросам акыды.
5. Терпение:
Терпение – одна из основных обязанностей проповедника. То есть, он должен быть терпелив до, во время и после произнесения проповеди. В Коране много аятов о терпении. В одном из них Аллах Всевышний сказал:
فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ
«Будь же терпелив, как были терпеливы посланники, обладавшие твердым намерением» (Аль-Ахкаф, 35).
6. Благородство нрава:
Еще одна обязанность проповедника – быть очень скромным, мягким по характеру, простым. Этими качествами он должен служить примером для других. Когда говорят о благородстве нрава, в первую очередь вспоминают Посланника Аллаха. Аллах Всевышний в Коране так описал благородный нрав нашего Пророка:
وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ
«Воистину, ты обладаешь великим нравом» (Аль-Калям, 4).
Те, кто видел благородный нрав Пророка, принимали религию.
7. Мудрость:
Призывая людей к религии, проповедник должен делать это с мудростью и проницательностью. Если призыв не будет мудрым, это может оказать обратное воздействие на людей, и проповедь не принесет пользы. В Коране сказано:
ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ
«Призывай на путь твоего Господа мудростью и добрым увещеванием» (Ан-Нахль, 125).
8. Способность понимать;
Проповедник должен знать, какие проблемы существуют в его местности, в его стране, и, хорошо поняв их, направлять свои усилия на их решение.
9. Проверка информации перед вынесением решения;
Не следует спешить с вынесением решения, не разобравшись в сути дела. Следует остерегаться того, о чем можно впоследствии сожалеть. Аллах Всевышний в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِنْ جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَأٍ فَتَبَيَّنُوا أَنْ تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то постарайтесь разузнать (все) доподлинно, дабы не поразить (невинных) людей по своему невежеству и не сожалеть о содеянном» (Аль-Худжурат, 6).
10. Избегание споров;
Проповедник должен избегать вопросов разногласий и призывать к тому, что объединяет людей. Следует остерегаться дел, которые ведут к длительным спорам и конфликтам, а также дел, которые через показуху ведут к потере награды.
11. Проницательность, мудрость:
Проповедник должен доносить религию до людей, спускаясь до их уровня. Для этого следует всегда учитывать удобство человека при произнесении проповеди. Желательно произносить общие проповеди, проповеди, необходимые конкретному человеку, и проповеди, соответствующие его уровню знаний.
12. Начинать с семьи и родственников:
Проповедник в первую очередь должен начать проповедовать своей семье, затем родственникам. После этого, если он донесет до других, это будет еще более действенно. Аллах Всевышний в Коране сказал:
يا أيها الذين آمنوا قوا أنفسكم وأهليكم نارًا وقودها الناس والحجارة عليها ملائكة غلاظ شداد لا يعصون الله ما أمرهم ويفعلون ما يؤمرون
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним – ангелы с грубыми и суровыми сердцами, которые не ослушаются Аллаха в том, что Он им повелит, и выполняют то, что им велено» (Ат-Тахрим, 6).
13. Не отчаиваться;
Проповедник не должен отчаиваться в процессе донесения религии и истины до людей. При произнесении проповеди никогда не следует терять надежду на то, что человек перед тобой однажды примет религию. Также желательно обращаться к Аллаху с мольбой о даровании хидаята и наставлении на прямой путь. В Коране сказано:
إنك لا تهدي من أحببت والله يهدي من يشاء وهو أعلم بالمهتدين
«Воистину, ты не направишь прямым путем тех, кого полюбил. Но Аллах направляет прямым путем того, кого пожелает» (Аль-Касас, 56).
(Материал опубликован с одобрения ДУМК)
Агабек Конарбайулы,
Пресс-секретарь ДУМК