Слово Министра труда и социальной защиты населения Б. Сапарбаева на расширенном заседании Правительства РК под председательством Главы государства
***
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, от имени всех казахстанцев позвольте выразить благодарность Елбасы, Вам, Касым-Жомарт Кемелевич, за принятые в этом году решения, направленные на улучшение благосостояния народа в социальной сфере!
В 2019 году на социальное обеспечение и поддержку выделено 3,4 трлн тенге, что составляет 27% республиканского бюджета. Всего в стране предоставляется 39 видов социальных выплат.
В текущем году заработная плата работников повышалась дважды. Повышение минимальной заработной платы в 1,5 раза позволило увеличить доходы 1,3 млн человек. Более 203 тысяч работодателей повысили заработную плату 1,1 млн низкооплачиваемых работников. С июня месяца заработная плата более 1,1 миллиона гражданских служащих увеличена на 30%. За 6 месяцев т.г. 5 млн 200 тысяч казахстанцев получили социальную помощь.
На сегодняшний день в стране проживает более 2,1 миллиона пенсионеров. С середины прошлого года базовые пенсионные выплаты назначаются напрямую в зависимости от трудового стажа. В результате базовая пенсия в среднем повысилась на 80%.
Средняя заработная плата по стране составляет 85 692 тенге.
Несмотря на положительные тенденции, существуют проблемные вопросы, требующие решения.
Во-первых, это неполный охват работающего населения накопительной пенсионной системой, которой охвачено около 6 млн граждан или 70% занятого населения. Сейчас пенсионные взносы перечисляют лишь около 6 млн граждан или 70% занятых. Эти взносы выплачиваются из 45% фонда оплаты труда по республике.
Это свидетельствует о наличии неформальных трудовых отношений и теневого сектора в экономике. Во-первых, низкий уровень официальных доходов работников.
Около 85% участников перечисляют взносы с доходов до 85 000 тенге.
В-третьих, низкий уровень доверия к пенсионной системе. Предлагаем Национальному банку совместно с Правительством принять соответствующие меры по повышению эффективности накопительной пенсионной системы.
В настоящее время в Казахстане проживает 685 тысяч лиц с инвалидностью. С июля месяца совместно с акиматом Актюбинской области мы запустили пилот по Порталу социальных услуг. Через портал гражданин может заказать социальные услуги, соответствующие его потребностям. Также с августа месяца они смогут получать технические средства реабилитации.
В этом году утвержден национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года.
Тем не менее, существует ряд вопросов, требующих слаженной работы заинтересованных государственных органов. Доступность объектов социальной инфраструктуры все еще не обеспечивается на должном уровне. Даже сами объекты, введенные в эксплуатацию, зачастую не соответствуют требованиям доступности. Эту работу необходимо проводить на этапе проектирования, строительства или перед вводом в эксплуатацию общественного транспорта.
Для поддержки малообеспеченных граждан оказывается адресная социальная помощь. На сегодняшний день эту помощь получают 291 тысяча семей или более 1,4 млн человек.
Из 413 тысяч трудоспособных получателей, несмотря на участие в мерах занятости 86 тысяч, трудоустроены лишь 60 тысяч (71%).
Касым-Жомарт Кемелевич, в соответствии с Вашим поручением, на поддержку малообеспеченных граждан выделено дополнительно 70,1 млрд тенге.
Для определения уровня потребностей каждой казахстанской семьи совместно с местными исполнительными органами разработаны социальные карты семей.
Основная задача адресной социальной помощи – выход из состояния нужды. Но сегодня зачастую оказывается только денежная помощь. Акиматы получают средства, выплачивают АСП, но дополнительные меры, такие как обучение и трудоустройство, не проводятся на должном уровне.
В регионах, наряду с выплатой пособий, необходимо уделять особое внимание обеспечению людей работой, мерами занятости и использованию возможностей государственных программ. Только в этом случае человек сможет выбраться из нужды и реализовать свой потенциал.
В ходе посещения регионов были выявлены факты переплаты адресной социальной помощи, формального выполнения работы участковыми комиссиями, занижения реальных доходов. Например, в ходе