Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для развития экономики страны. Поэтому для казахстанцев, желающих открыть свое дело, заниматься бизнесом, производить товары и получать доход, существует множество возможностей. Желающим открыть собственное дело предлагается обучение тонкостям начала бизнеса, предоставляются безвозвратные финансовые средства – гранты, обеспечиваются кредиты по доступным процентным ставкам.
Тем не менее, карагандинская предпринимательница Сымбат Еликбаева отмечает недостаточность государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. По ее мнению, необходимо создать отечественный электронный центр, который позволит не только производить товар, но и успешно продавать его, делая конкурентоспособным на рынке. Мы побеседовали с этой хрупкой женщиной, досконально освоившей тонкости предпринимательства, и узнали о ее авторском проекте.
– Сымбат Толеубаевна, вы занимаетесь изготовлением изделий народных промыслов в казахском стиле, как вы пришли в эту сферу?
– С юных лет я проявляла интерес к казахским национальным орнаментам и изделиям народных промыслов. Моя мама часто использует в повседневной жизни казахские национальные бытовые предметы. Например, в нашем доме есть сырмак и текемет, сделанные мамиными руками. Будучи студенткой, я смотрела на эти текеметы и сырмаки и мечтала о том, почему бы не внедрить эти изделия в производство. После окончания вуза по специальности филология я несколько лет работала преподавателем в университете. Затем, во время обучения в магистратуре, я работала в детском саду, и тогда я заметила, что среди детских игрушек нет ни одной, изображающей персонажей казахских народных сказок. В тот момент мне пришла мысль, почему бы не попробовать сделать кукол. Мы собрали несколько девушек, умеющих работать руками, и приступили к изготовлению кукол. Вывести на рынок наши первые творения оказалось непросто. Тем не менее, мы не сдались, и со временем начали изготавливать из войлока различные сувениры, брелоки, изделия для тойбастаров. Затем мы перешли к работе с кожей и занялись пошивом сумок.
В наше время, когда быт определяет сознание, очень редко встречаются предприниматели, добившиеся успеха с самых низов. Я хорошо знаю, что такое начинать бизнес с нуля, сколько лет, сколько труда, сколько денег это требует. Я также знаю, что если поделиться накопленным за эти годы опытом и знаниями с кем-то, показать их, то этот человек станет тебе прямым конкурентом. Тем не менее, мы взялись за обучение детей тому, что знаем, проводим мастер-классы. Среди них мы бесплатно проводим занятия для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями.
С тех пор, как я себя помню, я росла, видя трудолюбие окружающих меня людей. Моя мама, сестра, невестка, даже свекровь – все они очень трудолюбивые люди, не любящие гулять и бездельничать. Как говорится, «что видел, то и делаешь», и я очень хотела быть похожей на них. Быть чистым, аккуратным, немногословным человеком, чьи каждое дело и слова были бы как забитые гвоздем – вот была моя мечта. Я старалась учиться у каждого из них, быть бережливой с деньгами. С тех пор, как открыла бизнес, я поняла, что «миллионы складываются из копеек», и мы сделали эти слова своим правилом, даже записываем их в кошельки для мелочи.
– Вы основали бренд «SanSymbat», пользуются ли ваши сумки спросом на рынке?
– Мы начали шить сумки под брендом «SanSymbat» примерно в 2015 году. Мы шьем сумки, кошельки, мужские барсетки из натуральной кожи высочайшего качества, и даем стопроцентную гарантию качества нашей продукции. Однако мы не занимаемся пошивом сумок в больших объемах, продукция изготавливается только на заказ. Причина в том, что у нас мало рабочей силы, низкая производительность, и нет больших запасов сырья на складе. Как вы знаете, рынок нашей страны переполнен копиями зарубежных сумок, таких как «Chanel», «Louis Vuitton», то есть фейковыми версиями. Люди покупают эти сумки, зная, что это дешевые копии. Причина в том, что рынок переполнен этим товаром, и китайские предприятия, производящие реплики, могут изготовить ваш товар, сделанный за 10 тенге, за 5 тенге. Тем не менее, я не смогла сразу прекратить и закрыть швейное дело. Ведь здесь труд стольких людей, и не только труд, но и доверие многих людей ко мне. Пока шьем только на заказ.
– Насколько вы используете интернет для продвижения и вывода на рынок производимых вами товаров?
– Результаты исследования, проведенного агентством «TNS Central Asia» в 2017 году, показывают, что 77% Казахстана охвачено интернетом, а 83% населения пользуются мобильным интернетом. Эти цифры свидетельствуют о том, что интернет глубоко проник в жизнь казахстанцев. Однако мы не можем в полной мере использовать возможности интернета. Зарубежные предприниматели давно перешли на виртуальную торговлю, а мы пока ограничиваемся тем, что выставляем свои товары на полки магазинов. Я сама начала искать различные способы продвижения производимых мною товаров на рынке. Я хотела разместить свои сумки на казахстанском портале, но не нашла сайта, рекламирующего только отечественную продукцию. В Казахстане есть сайт «FashionPark.kz», но там мои сумки конкурировали бы с мировыми брендами. Это, конечно, немыслимо, поэтому я отказалась от этой идеи. По сути, в 2014 году, когда я начала заниматься этим бизнесом, я открыла собственный сайт с целью продвижения своих авторских изделий народных промыслов, национальных сувениров. Я потратила много средств на рекламу сайта. Но мне пришлось закрыть этот сайт, потому что его оживление и реклама очень дороги. Для каждого предпринимателя, решившего заняться бизнесом и наладить производство товаров, иметь собственный сайт невыгодно, так как, как я уже говорила, это очень дорого и требует больших