Представители 37 стран совместно написали письмо в ООН, заявив о поддержке политики Пекина в Синьцзяне. Среди подписавших письмо — Россия и Саудовская Аравия. Об этом 12 июля сообщило агентство Reuters, ознакомившееся с копией письма. Незадолго до этого послы 22 стран направили письмо в Совет ООН по правам человека, осудив притеснения Китая в отношении национальных меньшинств, в том числе уйгуров, казахов, кыргызов и других этнических групп.
Авторы письма, выразившие поддержку политике Пекина, высоко оценили «достижения Китая в области прав человека».
«Столкнувшись с такими серьезными угрозами, как терроризм и экстремизм, Китай принял ряд мер для борьбы с терроризмом и радикализмом в Синьцзяне, открыв центры профессионального образования и обучения», — говорится в письме.
Его подписали представители 37 стран. В письме также отмечается, что в Синьцзяне соблюдаются основные права всех этнических групп, что благодаря действиям Пекина «ситуация в регионе стала более безопасной», и за последние три года здесь не было террористических актов. Авторы письма также подчеркнули, что жители Синьцзяна «живут счастливой и мирной жизнью».
Среди стран, подписавших письмо, — Саудовская Аравия, Россия, Северная Корея, Венесуэла, Куба, Беларусь, Мьянма, Филиппины, Мьянма, Сирия, Пакистан, Оман, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн.
Пекин последовательно отрицает все сообщения о нарушениях прав человека в регионе. Постоянный представитель Китая при ООН Сюй Чен заявил в пятницу, 12 июля, на итоговом заседании ООН по правам человека, что китайские власти «высоко ценят» такую поддержку.
О лагерях в Синьцзяне впервые начали говорить весной 2017 года. ООН заявила, что около миллиона человек содержатся «вне закона» в «центрах политического воспитания» в Синьцзяне, среди них — уйгуры и казахи.
В нескольких городах Казахстана граждане собирались и заявляли: «Наши близкие в Синьцзяне подвергаются притеснениям, находятся в лагерях, не могут выехать в Казахстан». Они просили помощи у властей Казахстана и международных организаций. Министерство иностранных дел Казахстана заявило: «Лагеря в Синьцзяне — это внутреннее дело Китая, казахи, находящиеся там под арестом, являются гражданами Китая». Позже министерство сообщило, что в ходе переговоров с Пекином решается вопрос казахов, которые не смогли переехать из Синьцзяна.
Правительство Китая изначально отрицало существование центров политического воспитания. Позже Пекин назвал свою политику в Синьцзяне «мерами по борьбе с экстремизмом», а лагеря, где люди содержались вне закона, объяснил как «центры обучения языкам и профессиональной подготовке».
Азаттык