В нашей стране первые образцы Национального тестирования начали внедряться с 1992 года. Изначально был открыт специальный центр, где изучались вопросы, связанные с тем, как внедрить и адаптировать новую систему в Казахстане. Среди сильных специалистов и экспертов, работавших по этому направлению, были ректор Национального педагогического университета имени Абая Такир Балыкбаев, бывший руководитель Национального центра тестирования, а ныне начальник управления образования Туркестанской области Исатай Сагиндыков, а также Нагашыбек Камек, Темирхан Тасболатов, Серик Исалиев. А вот о преимуществах и недостатках ЕНТ, полностью внедренного с 2004 года, а также об общих недостатках в сфере образования и системных ошибках, не каждый сможет точно рассказать. Даже если и расскажет, то полностью объяснить смогут только специалисты, «съевшие собаку» в этой сфере. В связи с этим мы пригласили на беседу генерального директора международного образовательного центра EDTECH-KZ Гани Бейсембаева.
– Гани Бектаевич, достигло ли ЕНТ своей цели и выполнило ли свои задачи с момента своего зарождения до сегодняшнего дня?
– Говоря о ЕНТ, нужно понять, по какой причине и с какой целью оно было введено изначально. Только после этого можно найти ответы на такие вопросы, как нынешнее состояние ЕНТ, необходимость его изменения или неизменения, выполнило ли оно свою задачу или нет.
Давайте посмотрим в прошлое, изначально ЕНТ выполнило свою цель. Его целью было снижение человеческого фактора при переходе к рыночной системе. То есть, оно было введено с мыслью о том, что компьютер не будет брать взятки у сдающего тест выпускника. Таким образом, вначале оно действительно выполняло свою задачу.
В 1999 году это тестирование впервые было внедрено в высшие учебные заведения на пилотной основе. То есть, чтобы поступить в вуз, ты сдаешь тест, а не экзамен перед профессором. По результатам теста ты принимался в вуз. Мы перешли от одной формации (социалистической) к другой (капиталистической). Если вы помните, в то время торговля дипломами была в разгаре. В вузах все продавалось. Народ был разочарован. В то время сформировалось понятие «без взятки не поступишь в вуз», и люди перестали подавать документы на грант в высшие учебные заведения. В результате этого в 1999 году количество грантов и показатель поступления абитуриентов снизились вдвое. Гранты есть, а поступающих нет. Поэтому в том году все дети, которые подали документы и не провалились, получили гранты. Именно в то время поступала моя родная сестра. Она набрала 80 баллов из 120, став одной из первых выпускниц с самым высоким баллом, поступивших на грант. После этого года доверие народа возросло. Люди начали проявлять интерес к поступлению в вузы, убедившись, что можно поступить, подготовившись, даже если не знаешь ректора или не получаешь помощи профессора.
– 2004 год стал периодом массового внедрения единого национального тестирования, верно?
– Да, и в это время народ, во-первых, не был готов к единому национальному тестированию. Из-за незнания того, что это такое, было много массовых провалов, низких баллов.
В те годы я провел очень глубокое исследование и открыл подготовительные курсы. То есть, курсы, готовящие к единому национальному тестированию. За почти 20 лет моей деятельности я убедился в одном: человеческая хитрость неискоренима. Учившийся, подготовившийся ребенок легко поступал. А родители не учившегося ребенка искали уловки. Во многих случаях мы ругаем Правительство. Но мы сами не хотим меняться. В связи с этим возникает вопрос: готово ли наше общество жить без коррупции? Например, родитель дает 5 тысяч долларов, чтобы «провести ребенка через тест», но не дает 1 тысячу долларов в год на подготовку к ЕНТ. А если человек, давший деньги, не выполняет обещание, мы начинаем шуметь: «Виновато Правительство, ЕНТ неправильное». Но мы не ищем вину в себе, говоря: «Я дал взятку, поэтому так получается». Мы обманывали, вводили в заблуждение, и в итоге развалили ЕНТ. Были случаи, когда вмешивались сотрудники Комитета национальной безопасности. Были зарегистрированы такие факты, были осуждены специалисты КНБ и сотрудники органов внутренних дел. Благодаря такой коррупции есть факты, когда ученики одной школы получили все 125 баллов. Вспомните школу в Жанакоргане.
Есть второй фактор. Мы думали, что сами «развалили» ЕНТ криками и шумом. Однако изначально план был именно таким. Раздельное проведение экзаменов по окончании школы и поступлению в вуз было запланировано. Почему? Потому что окончание школы и поступление в вуз рассматривались как отдельные вещи. Что мы получили, передав экзамен самой школе? Учитель школы сам пишет программу, сам обучает, сам проверяет. Если бы вы были учителем, стали бы вы себя очернять? Нет! Учитель ставит ученикам хорошие оценки для себя. Но это не длится долго. При поступлении в вуз уровень ребенка становится ясен. Итак, что мы получили, передав экзамен школе? Мы усилили коррупцию в школе. Например, если в одни годы количество выпускников, претендующих на золотую медаль, составляло 40-42 процента, то сейчас оно достигло 98 процентов. То есть, например, если было 5 тысяч детей, подавших заявку на золотую медаль, то на ЕНТ только 42 процента из них могли ее подтвердить. Остальные 58 процентов не могли. Сегодня подтверждение золотой медали достигло 98 процентов. Это похоже на бизнес директоров школ. Я хочу сказать, что в условиях рыночной экономики нельзя передавать экзамен в руки человека, нельзя доверять судьбу человека человеку. Если мы так сделаем, там сразу усилится коррупция. Мы все это знаем, но, зная, не боремся, наоборот, ускоряем и ищем легкий путь к поступлению.
– Сейчас есть люди, которые поднимают вопрос об отмене ЕНТ и возвращении прежних экзаменов.
– Кто это говорит? Да, профессора, специалисты вузов говорят.
Потому что они лишились денег, бизнеса. Сейчас в вузах нет ЕНТ, но коррупция процветает во всех учебных заведениях. Сессию закрывают за 70-80 процентов денег. Но, видя это, мы, вы и я, молчим. Но это не приведет к хорошему. Завтра, когда мы получим ни на что не годных специалистов, мы не найдем, за что ухватиться. Мы готовим неграмотных врачей, неграмотных учителей, неграмотных специалистов других отраслей. А завтра скажем: «В нашем Казахстане нет хороших специалистов, наши казахи не могут быть хорошими специалистами, казахи не могут работать, все неграмотные, давайте искать специалистов за рубежом».
Пришло время пробудиться и Правительству, и народу. Мы должны остановиться, а не идти на поводу у того, что сказал тот или иной, а начать с себя. Но мы не хотим начинать. Мы любим правду, когда она касается кого-то другого, но не любим правду, касающуюся нас самих.
Мы, возможно, отравили поколения 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов, но давайте хотя бы детей, родившихся после 2000 года, не будем вовлекать в коррупцию.
Все нужно начинать со своих детей. Сегодняшние родители, если их ребенок не может сдать экзамен, воспринимают это как «смерть», думают «я опозорился, это позор» и чуть ли не умирают. Однако они не могут воспитать ребенка. Они не учат, что если хочешь поступить, готовься, если не можешь поступить, сдавай снова в следующий раз, снова готовься. Нужно учиться падать и снова вставать. Не нужно бояться падений, ошибок. Вот тогда, когда поймем эти детали, нынешнее состояние единого национального тестирования исправится.
Будет ли единое национальное тестирование или что-то другое, но экзамен мы должны проводить независимо от человеческого фактора, и мы все должны это признать и принять. Если не сдал, нужно смириться с тем, что не сдал. И ни в коем случае не допускать туда взяточничества. Наоборот, если увидим, должны пресекать.
Нужно объяснять родным, соседям, близким. Вместо того чтобы платить 5 тысяч долларов за прохождение теста, лучше заплатить 1 тысячу долларов и нанять репетитора для обучения ребенка. Приведу лишь один пример: допустим, вы дали 2 тысячи, 5 тысяч долларов и устроили ребенка в вуз. Вы будете вливать столько же денег до окончания им учебы. Ребенок без фундамента, подготовки, собственных знаний будет учиться в вузе тоже за деньги. Когда вы с трудом доведете его до конца, вы еще заплатите 5 тысяч долларов, чтобы устроить его на работу. Таким образом, пока ребенок не встанет на ноги, он обойдется в 10-15 тысяч долларов. Дорогой мой, вместо того чтобы вкладывать 15 тысяч долларов, лучше нанять хороших специалистов за 200-300 тысяч тенге, и ребенок получит фундаментальные знания, которые останутся в его мозгу на всю жизнь.
– У нас сформировалось такое понятие, что школа должна готовить ребенка к ЕНТ. Насколько правильно зубрить только тесты в 11 классе?
– Мы говорим, что подготовительные курсы не нужны, при этом ругаем то, что преподают в школе. Школа должна давать только стандарт среднего образования. Школа не несет ответственности за то, поступит ваш ребенок или нет. Задача школы – сформировать у ребенка среднее образование. Видите ли, ошибочное, ложное понимание нашей системы образования начинается именно с этого.
Ребенок не зубрит тесты. Учителя с низким профессиональным уровнем заставляют ребенка зубрить тесты. То есть, что говорит учитель, то и делает ребенок. Если ребенок массово зу