Несомненно, изучение религии — это поиск ответов на мировоззренческие и философские вопросы о человеке, обществе и вселенной. Преподавание религиоведения в светской системе образования способствует обеспечению гуманистических и духовно-нравственных основ в обществе. Духовность — это не только религиозное учение. Духовность — это философское и этическое понятие. Духовность как светская моральная позиция связана с духовным миром человека, его внутренней и внешней культурой. Человек с высоким духовным уровнем и богатым внутренним миром может быть нейтрален к религии. В настоящее время существует ошибочное мнение, что человек, придерживающийся агностических или атеистических взглядов, имеет скудный духовный мир. Духовность как светское этическое понятие определяет чистоту души и совести человека.
В исламоведческом образовании и воспитании необходимо внедрять методические и педагогические модели для определения возможностей, способов и инструментов современных образовательных технологий в религиоведении. При обучении религиоведению в содержании образования принципы светскости должны быть методической основой. Сегодня в большинстве стран мира государственные школы имеют светский статус. Если обратиться к истории светскости, то принцип светскости нашей независимой страны закреплен в Основном законе, принятом в 1995 году. Принцип светскости должен быть основой общества, народа, культуры и современного образования. Духовность должна быть гарантией гармоничного развития будущих поколений. Она также тесно связана с духовностью народа. Разумность, богобоязненность, стремление к знаниям, патриотизм — основные принципы современного образования. Исламоведение должно рассматриваться в тесной связи с гуманитарными науками. В исламоведческом образовании следует уделять внимание комплексному и научному объяснению религии. Теологическое образование о религии дает системные знания о возникновении и развитии религии. Учебная программа исламоведения включает обязательные предметы: коранические науки, тафсир, хадисоведение, сира, фикх, акида, нравственное поведение, религиозная проповедь и ораторское искусство, арабский язык. Кроме того, преподаются основные компоненты: история Казахстана, философия, иностранный язык и предметы по выбору. Наряду с религиозными предметами, преподавание светских предметов в учебно-воспитательном процессе расширяет знания о человеке и обществе, формирует национальное и гражданское самосознание.
Актуальным остается вопрос подготовки учебных и методических пособий и учебников на родном языке по исламоведческому образованию. Важно издание качественных лекций и семинаров для медресе в едином методическом пособии, соответствующем культуре светского общества. В связи с нехваткой специалистов-исламоведов целесообразно готовить моллов в соответствии с региональными и местными потребностями. По данным Комитета по делам религий, в настоящее время в мечетях страны работают около 3800 служителей культа. Из них 19% имеют высшее образование, 27% — среднее, 54% прошли курсы повышения квалификации. 7-8% служителей культа окончили религиозные учебные заведения за рубежом. Открывая курсы исламоведческого образования в северных и западных регионах, мы удовлетворяем спрос граждан, стремящихся к религиозному образованию в этих регионах. Важно готовить женщин с религиозным образованием, владеющих методами проповеди и воспитания для верующих женщин. Для верующих женщин актуально проведение курсов повышения квалификации и семинаров, летних университетов по темам «Медицина и религия», «Религия и наука», «Религия и право», «Семейные ценности и воспитание детей в светском государстве». Направление молодежи, воспитанной в верующих семьях, в соответствии со светскими культурными установками начинается с семьи. Верящим родителям следует всячески способствовать тому, чтобы дети могли полностью раскрыть свои знания и умения в светской общественной среде. Замкнутость может негативно сказаться на детской психологии и привести к отчуждению от общества. Молодежь из религиозной среды, как члены общества, должна гармонично развиваться в общественной среде. Поэтому поручение Главы государства, изложенное в Послании: «Необходимо ускорить создание нашей передовой системы в сфере образования, охватывающей граждан всех возрастов.
Основным приоритетом образовательных программ должно стать постоянная адаптация к изменениям и развитие способности к освоению новых знаний» [1], определяет значение и направление седьмого приоритета. При обучении специалистов-исламоведов необходимо подготовить новую программу, повышающую эффективность подготовки религиозных специалистов в соответствии с новыми образовательными технологиями и современными требованиями. В этой программе должны быть системно рассмотрены религиозные и психологические методы наставления на путь истинный тех, кто отравлен религиозно-радикальной идеологией. Применение методов философии и психологии современного терроризма в информационно-коммуникационных технологиях предполагает повышение компетентности служителей культа в использовании Интернета. Кроме того, логика и риторика, государство и религия, сравнительное религиоведение, правоведение играют важную роль в подготовке служителей культа, компетентных на уровне ведения дискуссий с авторитетными членами деструктивных течений, поэтому указанные предметы должны быть системно включены в учебные программы медресе нашей страны, а методика преподавания должна быть унифицирована.
Для систематического совершенствования методики обучения по специальности «Исламоведение» на республиканском уровне должны проводиться конференции и семинары с участием ученых и специалистов-исламоведов и религиоведов в крупных городах и регионах страны. Широкое применение и пропаганда накопленного в стране опыта в области исламоведения, наряду с повышением качества религиозного образования, стало бы методической помощью для преподавателей исламоведения. Семинары и конференции по религиоведению являются важным шагом для преподавателей религиоведения в области обмена знаниями и опытом. На таких мероприятиях осуществляется всестороннее обучение по вопросам целей и задач религиозного образования в светском государстве, системе религиоведческих дисциплин, методам исследования, понятиям и терминам, методике изложения и лекций, роли религии в системе культуры, государству и религии, методике борьбы с радикальной религиозной идеологией. Кроме того, необходимо проводить курсы религиоведческого обучения для государственных служащих в регионах.
Религиозное образование должно даваться на светской основе для формирования религиозной культуры и религиозного сознания, служащих щитом против религиозного фанатизма и слепого подражания. В нашей стране утвердились межнациональное согласие, культура религиозной толерантности и принцип взаимного уважения. Религия приносит покой в духовный мир человека, учит достоинству и чести человека. Согласие в душе каждого человека и внутренняя культура являются условием взаимопонимания в межличностных отношениях в обществе. Только когда каждый человек разумен, духовно богат и силен духом, он может противостоять злу и насилию. Поэтому для воспитания души человека и формирования его мировоззрения важно эффективно использовать духовные ценности мировых и традиционных религий. Сегодня для нашей страны важно сохранять мир и согласие. Поэтому служители культа должны быть осведомлены о религиозных верованиях зарегистрированных религиозных объединений в стране. Ведь религия — это феномен, раскрывающий национальное самосознание, духовную культуру и особенности национального духа этноса. Учебные заведения религиозного образования в нашей стране должны воспитывать будущих служителей культа в духе светских культурных установок, интеллигентности и стремления к знаниям, формировать позитивное отношение к ценностям мировых и традиционных религий. Подготовка служителей культа к культуре межнациональных и межконфессиональных отношений, приобщение к религиозной культуре, уважительное отношение к представителям других религий, глубокое понимание и осмысление ценностных основ религий, компетентная деятельность в соответствии со светскими установками — такова цель современного религиозного образования. Это очень актуально для системы религиозного образования.
Важна работа по терпеливому разъяснению особенностей светской и религиозной культуры, превосходства общечеловеческих ценностей, то есть объединяющих и диалоговых основ религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Содержание и методика обучения исламоведению должны соответствовать требованиям светскости и толерантности, совести, свободы вероисповедания и свободы мысли, установленным законодательными актами нашей страны и международными правовыми документами. При обучении специальности «Исламоведение» следует опираться на современные информационно-аналитические и учебно-методические основы. Цель исламоведческого образования в светском обществе — осуществление деятельности в соответствии со светской культурной системой и удовлетворение религиозных потребностей верующих граждан.
Специальности «Исламоведение» и «Религиоведение» должны играть роль в формировании жизненных и мировоззренческих ценностей молодежи, определении гражданской позиции, утверждении гуманистических ценностей. Выпускники религиозных учебных заведений должны быть всесторонне образованными, чтобы служить укреплению духовной безопасности страны и религиозной целостности нации. Сравнительный анализ духовного наследия ибрагимовских религий в Казахстане в учебной программе специальностей «Исламоведение» и «Религиоведение» должен быть направлен на укрепление межконфессионального мира и согласия в стране. Изучение места традиционных религий в общественной жизни, духовной культуре и мировоззренческих установках народов открывает имамам возможность познать особенности религиозной ситуации в стране.
Необходимо обучать молодежь принципу светскости, прививая им уважение к религиозным установкам и ценностям каждой религии, идеалы патриотизма, толерантности и общие ценности. Важно также формирование современной компетентности в борьбе с деструктивными религиозными учениями и их харизматическими религиозными лидерами в современном религиоведческом и исламоведческом образовании. Формирование позиции, противостоящей чуждым религиозным течениям и религиозному фанатизму, является задачей данной специальности «Исламоведение». Необходимо серьезно и научно объяснять молодежи, что религия, экстремизм и терроризм представляют собой опасную инфекцию для жизни человека и общества, для основ государства. Это четко отражено в государственных программах по профилактике религиозного экстремизма и терроризма на 2013-2017 и 2017-2020 годы. Путь профилактики мировоззренческих и социальных основ религиозного радикализма заключается в создании равных возможностей для молодежи, демонстрации им того, что ценности социальной справедливости и равенства реализуются в общественной жизни. Учитывая религиозную ситуацию в стране, как мы научим молодое поколение воспитываться на ценностях Вечной Страны, формировать собственное мировоззрение и выражать свое мнение в условиях миссионерства и чуждых течений, проповедующих плюрализм и различные религиозные убеждения, формировать скептическое и критическое отношение к деструктивным течениям, уважать общечеловеческие и национальные культурные ценности? Для решения этих задач актуально не только разработать максимально актуальную и эффективную концепцию специальности «Религиоведение» и «Исламоведение», но и найти пути создания новой образовательной программы, основанной на методических и творческих поисках, соответствующих требованиям современного меняющегося мира, и инновационных методик обучения.
Методика религиозного образования воспитывает в человеке духовность и культуру, учит всестороннему пониманию достижений религиозного образования, изучению и анализу религиозных учений, а также пониманию чужой культуры, уважению принципов религиозной толерантности и межконфессионального согласия. Основная цель подготовки и воспитания выпускников специальностей «Религиоведение» и «Исламоведение» для государственной службы — разъяснение направлений и особенностей государственной политики в сфере религии. Преподавание религиоведческих дисциплин в системе высшего образования способствует воспитанию в духе светских государственных принципов, профилактике религиозной неграмотности и религиозной нетерпимости.
В процессе глобализации каждая нация стремится сохранить свой облик, определяя свою национальную сущность и возвышая свои национальные символы, опираясь на свои обычаи и национальные опоры. Наши верующие молодые люди также должны уважать принципы светского государства, язык и традиции нации, историю, обычаи и чтить наследие предков. Формирование у государственных служащих в сфере религии понимания священных понятий, рожденных из светских и национальных ценностей в их мировоззрении и этических установках, заключается в воспитании активных религиозных специалистов, преданных национальным интересам и гражданскому долгу, обеспечивающих интенсивное инновационно-индустриальное обновление страны.
Служитель культа должен выделяться своим обликом и культурой, образцовым жизненным путем и интеллигентной позицией, быть на уровне ведения дискуссий по научным и религиозно-философским вопросам, глубоко понимать государственную политику в сфере религии, что положительно скажется на его авторитете среди общества и религиозной общины. Служители культа должны использовать свои знания, умения и компетенции в духовно-просветительской деятельности, формировании культуры религиозной толерантности и межнациональных отношений, а также в целях профилактики деструктивных учений различных террористических и экстремистских, вредоносных течений. Современная методика обучения должна раскрывать практическое значение специальности «Исламоведение», а также предоставлять интеллектуально поучительное, интересное для изучения, богатое духовное и светское образование для религиозного специалиста. Религиозные специалисты играют свою роль в процессе гуманизации общественной жизни и межличностных отношений. Религиозная культура и подлинная духовность — это важные гуманистические ценности. Современный служитель культа несет большую ответственность. Современный имам должен отличаться разумом, личной культурой, богатством духовного мира, творческим потенциалом, чувством ответственности.
Учитель религии должен корректно и основательно разъяснять основы религии в соответствии со светскими государственными ценностями. Религиозная деятельность имама должна полностью удовлетворять религиозные и духовные потребности верующих. Студентам специальности «Исламоведение» следует преподавать историю происхождения религии в человеческой цивилизации и систему религиозных учений и обрядов, функции религии как социального института, принципы толерантности, формирующие культуру межконфессиональных отношений в обществе, общечеловеческие ценности традиционных религий, государственную политику в сфере религии, отношения государства и религии, общества и религии, связь религии и традиций, религию и право, основы деятельности религиозных организаций в светском государстве, чтобы дать полное научное представление о сфере деятельности религии в светском государстве. Для совершенствования историографических и источниковедческих методических принципов исследования истории ислама в нашей стране в соответствии с современными требованиями, целесообразно создать единую систему источников исламоведческой и теологической литературы. В светской системе образования методологическим ядром обучения исламоведческому содержанию, особенностям исламской религии и религиозных учений являются научная направленность и принцип светскости. При изучении учений и истории религий необходимо придерживаться научности и объективности при изучении верований, обрядов, цивилизационных ценностей и духовного наследия конкретной религии. «Мы должны возродить добрые качества, унаследованные от предков, которые влились в нашу кровь и сегодня пульсируют в наших жилах, на пути возрождения» [2]. Включение в учебный процесс трудов выдающихся религиозных деятелей в истории страны открывает путь к детальному познанию корней национального духа, нашего национального духовного наследия.
Актуальна подготовка качественной религиоведческой и религиозной литературы в соответствии с культурой светского общества. При подготовке учебника «Общество и религия» для средних учебных заведений следует привлекать квалифицированных специалистов, глубоко знающих школьную педагогику и психологию. Актуально также совершенствование культуры написания сообщений в социальных сетях, публичных выступлений и выступлений в СМИ для государственных служащих в сфере религии. Проповеди в мечетях не должны записываться на видео и распространяться. В светском государстве проповедями должны заниматься образованные и компетентные служители культа, глубоко владеющие национальным ораторским искусством и духовностью, а также религиозными учениями.
Важно создание единой методической системы подготовки учебников и учебных пособий для религиозных учебных заведений и совершенствование методических подходов исламоведческого образования в соответствии с требованиями времени. Подготовка религиозных специалистов тесно связана с изучением и обсуждением философских и мировоззренческих проблем о человеке, обществе, мире. При рассмотрении этих вопросов исламоведение опирается на научное объяснение ценностей религиозных учений, наследие философии, истории, социологии и естественных наук, достижения науки и техники. При обучении основам исламоведения в светском обществе важно сравнительно разъяснять позиции различных течений в исламе и радикальной идеологии. Задача обучения религиоведению и исламоведению в светском государстве формирует у верующей молодежи в мировоззрении религиозность и светские культурные установки, гуманистические и духовно-нравственные основы. В содержании исламоведческого образования гармония религиозной и светской культуры, принцип религиозного и светского образования должны быть методической основой обучения. «Учитывая, что растет число нашей молодежи, стремящейся получить религиозное образование за рубежом, их следует отправлять в зарубежные религиозные учебные заведения только после формирования их мировоззрения и достижения достаточного уровня религиозного образования. Первичное религиозное образование должно даваться в нашей стране и на основе традиционных ценностей» [3]. Теологи и имамы, получившие религиозное образование в таких странах, как Турция, Египет, Саудовская Аравия, Ливия, Йемен, Пакистан, Индия, Малайзия, должны глубоко изучить позиции и принципы государства в сфере религии в светском государстве, методику проповеди в светском государстве, религию и право, этические установки интеллигенции, нормативно-правовые документы, регулирующие отношения государства и религии. Важно обучить наших граждан, окончивших религиозные учебные заведения разных стран с разным государственным устройством и идеологией, к деятельности в соответствии с реалиями общественной жизни в нашем светском государстве. Мы считаем, что студенты специальностей «Религиоведение» и «Исламоведение» должны отличаться такими качествами, как интеллигентность, богобоязненность, стремление к науке, патриотизм, национальная гордость, порядочность, скромность, толерантность, и полное понимание общечеловеческих и национальных ценностей будет способствовать их следованию религиозной и светской культуре на протяжении всей жизни.
Одним из эффективных методов религиозно-просветительской работы против деструктивных религиозных групп является определение внутренних и внешних факторов, влияющих на динамику и тенденции религиозной ситуации в регионах, что является одной из основных целей религиоведческих и исламоведческих исследований. В светском государстве специальность «Религиоведение» и «Исламоведение» способствует духовному возрождению общества, повышению религиозной грамотности, повышению авторитета служителей культа и профилактике деструктивных течений. Учебный процесс по специальностям «Исламоведение» и «Религиоведение» должен быть направлен на воспитание у будущих государственных служащих в сфере религии таких качеств, как благородный нрав, единство слова и дела, богобоязненность, здравомыслие, светскость и интеллигентность, привитие национальных традиций и духовности, уважение к национальным и общечеловеческим ценностям, культуре межнациональных и межконфессиональных отношений, культуре работы с первоисточниками, четкое понимание сути и цели государственной политики в сфере религии и освоение современных методов религиозной проповеди, а также формирование компетенции в борьбе с религиозным экстремизмом и фанатизмом. Очевидно, что образованные и компетентные выпускники повышают авторитет учебного заведения. Время требует подготовки государственных служащих в сфере религии, способных всесторонне понимать государственную политику в сфере религии в нашем светском государстве и применять свои знания и умения в соответствии с реалиями. Единство и целостность нашей нации — основа наших побед.
Багдат Бейсенов,
доцент КазНУ им. аль-Фараби, д. филос. н.