ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Каковы пути повышения религиозной грамотности?

Каковы пути повышения религиозной грамотности?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
24 июня, 2019
in В мире
0

Несомненно, изучение религии — это поиск ответов на мировоззренческие и философские вопросы о человеке, обществе и вселенной. Преподавание религиоведения в светской системе образования способствует обеспечению гуманистических и духовно-нравственных основ в обществе. Духовность — это не только религиозное учение. Духовность — это философское и этическое понятие. Духовность как светская моральная позиция связана с духовным миром человека, его внутренней и внешней культурой. Человек с высоким духовным уровнем и богатым внутренним миром может быть нейтрален к религии. В настоящее время существует ошибочное мнение, что человек, придерживающийся агностических или атеистических взглядов, имеет скудный духовный мир. Духовность как светское этическое понятие определяет чистоту души и совести человека.

В исламоведческом образовании и воспитании необходимо внедрять методические и педагогические модели для определения возможностей, способов и инструментов современных образовательных технологий в религиоведении. При обучении религиоведению в содержании образования принципы светскости должны быть методической основой. Сегодня в большинстве стран мира государственные школы имеют светский статус. Если обратиться к истории светскости, то принцип светскости нашей независимой страны закреплен в Основном законе, принятом в 1995 году. Принцип светскости должен быть основой общества, народа, культуры и современного образования. Духовность должна быть гарантией гармоничного развития будущих поколений. Она также тесно связана с духовностью народа. Разумность, богобоязненность, стремление к знаниям, патриотизм — основные принципы современного образования. Исламоведение должно рассматриваться в тесной связи с гуманитарными науками. В исламоведческом образовании следует уделять внимание комплексному и научному объяснению религии. Теологическое образование о религии дает системные знания о возникновении и развитии религии. Учебная программа исламоведения включает обязательные предметы: коранические науки, тафсир, хадисоведение, сира, фикх, акида, нравственное поведение, религиозная проповедь и ораторское искусство, арабский язык. Кроме того, преподаются основные компоненты: история Казахстана, философия, иностранный язык и предметы по выбору. Наряду с религиозными предметами, преподавание светских предметов в учебно-воспитательном процессе расширяет знания о человеке и обществе, формирует национальное и гражданское самосознание.

Актуальным остается вопрос подготовки учебных и методических пособий и учебников на родном языке по исламоведческому образованию. Важно издание качественных лекций и семинаров для медресе в едином методическом пособии, соответствующем культуре светского общества. В связи с нехваткой специалистов-исламоведов целесообразно готовить моллов в соответствии с региональными и местными потребностями. По данным Комитета по делам религий, в настоящее время в мечетях страны работают около 3800 служителей культа. Из них 19% имеют высшее образование, 27% — среднее, 54% прошли курсы повышения квалификации. 7-8% служителей культа окончили религиозные учебные заведения за рубежом. Открывая курсы исламоведческого образования в северных и западных регионах, мы удовлетворяем спрос граждан, стремящихся к религиозному образованию в этих регионах. Важно готовить женщин с религиозным образованием, владеющих методами проповеди и воспитания для верующих женщин. Для верующих женщин актуально проведение курсов повышения квалификации и семинаров, летних университетов по темам «Медицина и религия», «Религия и наука», «Религия и право», «Семейные ценности и воспитание детей в светском государстве». Направление молодежи, воспитанной в верующих семьях, в соответствии со светскими культурными установками начинается с семьи. Верящим родителям следует всячески способствовать тому, чтобы дети могли полностью раскрыть свои знания и умения в светской общественной среде. Замкнутость может негативно сказаться на детской психологии и привести к отчуждению от общества. Молодежь из религиозной среды, как члены общества, должна гармонично развиваться в общественной среде. Поэтому поручение Главы государства, изложенное в Послании: «Необходимо ускорить создание нашей передовой системы в сфере образования, охватывающей граждан всех возрастов.

Основным приоритетом образовательных программ должно стать постоянная адаптация к изменениям и развитие способности к освоению новых знаний» [1], определяет значение и направление седьмого приоритета. При обучении специалистов-исламоведов необходимо подготовить новую программу, повышающую эффективность подготовки религиозных специалистов в соответствии с новыми образовательными технологиями и современными требованиями. В этой программе должны быть системно рассмотрены религиозные и психологические методы наставления на путь истинный тех, кто отравлен религиозно-радикальной идеологией. Применение методов философии и психологии современного терроризма в информационно-коммуникационных технологиях предполагает повышение компетентности служителей культа в использовании Интернета. Кроме того, логика и риторика, государство и религия, сравнительное религиоведение, правоведение играют важную роль в подготовке служителей культа, компетентных на уровне ведения дискуссий с авторитетными членами деструктивных течений, поэтому указанные предметы должны быть системно включены в учебные программы медресе нашей страны, а методика преподавания должна быть унифицирована.

Для систематического совершенствования методики обучения по специальности «Исламоведение» на республиканском уровне должны проводиться конференции и семинары с участием ученых и специалистов-исламоведов и религиоведов в крупных городах и регионах страны. Широкое применение и пропаганда накопленного в стране опыта в области исламоведения, наряду с повышением качества религиозного образования, стало бы методической помощью для преподавателей исламоведения. Семинары и конференции по религиоведению являются важным шагом для преподавателей религиоведения в области обмена знаниями и опытом. На таких мероприятиях осуществляется всестороннее обучение по вопросам целей и задач религиозного образования в светском государстве, системе религиоведческих дисциплин, методам исследования, понятиям и терминам, методике изложения и лекций, роли религии в системе культуры, государству и религии, методике борьбы с радикальной религиозной идеологией. Кроме того, необходимо проводить курсы религиоведческого обучения для государственных служащих в регионах.

Религиозное образование должно даваться на светской основе для формирования религиозной культуры и религиозного сознания, служащих щитом против религиозного фанатизма и слепого подражания. В нашей стране утвердились межнациональное согласие, культура религиозной толерантности и принцип взаимного уважения. Религия приносит покой в духовный мир человека, учит достоинству и чести человека. Согласие в душе каждого человека и внутренняя культура являются условием взаимопонимания в межличностных отношениях в обществе. Только когда каждый человек разумен, духовно богат и силен духом, он может противостоять злу и насилию. Поэтому для воспитания души человека и формирования его мировоззрения важно эффективно использовать духовные ценности мировых и традиционных религий. Сегодня для нашей страны важно сохранять мир и согласие. Поэтому служители культа должны быть осведомлены о религиозных верованиях зарегистрированных религиозных объединений в стране. Ведь религия — это феномен, раскрывающий национальное самосознание, духовную культуру и особенности национального духа этноса. Учебные заведения религиозного образования в нашей стране должны воспитывать будущих служителей культа в духе светских культурных установок, интеллигентности и стремления к знаниям, формировать позитивное отношение к ценностям мировых и традиционных религий. Подготовка служителей культа к культуре межнациональных и межконфессиональных отношений, приобщение к религиозной культуре, уважительное отношение к представителям других религий, глубокое понимание и осмысление ценностных основ религий, компетентная деятельность в соответствии со светскими установками — такова цель современного религиозного образования. Это очень актуально для системы религиозного образования.

Важна работа по терпеливому разъяснению особенностей светской и религиозной культуры, превосходства общечеловеческих ценностей, то есть объединяющих и диалоговых основ религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Содержание и методика обучения исламоведению должны соответствовать требованиям светскости и толерантности, совести, свободы вероисповедания и свободы мысли, установленным законодательными актами нашей страны и международными правовыми документами. При обучении специальности «Исламоведение» следует опираться на современные информационно-аналитические и учебно-методические основы. Цель исламоведческого образования в светском обществе — осуществление деятельности в соответствии со светской культурной системой и удовлетворение религиозных потребностей верующих граждан.

Специальности «Исламоведение» и «Религиоведение» должны играть роль в формировании жизненных и мировоззренческих ценностей молодежи, определении гражданской позиции, утверждении гуманистических ценностей. Выпускники религиозных учебных заведений должны быть всесторонне образованными, чтобы служить укреплению духовной безопасности страны и религиозной целостности нации. Сравнительный анализ духовного наследия ибрагимовских религий в Казахстане в учебной программе специальностей «Исламоведение» и «Религиоведение» должен быть направлен на укрепление межконфессионального мира и согласия в стране. Изучение места традиционных религий в общественной жизни, духовной культуре и мировоззренческих установках народов открывает имамам возможность познать особенности религиозной ситуации в стране.

Необходимо обучать молодежь принципу светскости, прививая им уважение к религиозным установкам и ценностям каждой религии, идеалы патриотизма, толерантности и общие ценности. Важно также формирование современной компетентности в борьбе с деструктивными религиозными учениями и их харизматическими религиозными лидерами в современном религиоведческом и исламоведческом образовании. Формирование позиции, противостоящей чуждым религиозным течениям и религиозному фанатизму, является задачей данной специальности «Исламоведение». Необходимо серьезно и научно объяснять молодежи, что религия, экстремизм и терроризм представляют собой опасную инфекцию для жизни человека и общества, для основ государства. Это четко отражено в государственных программах по профилактике религиозного экстремизма и терроризма на 2013-2017 и 2017-2020 годы. Путь профилактики мировоззренческих и социальных основ религиозного радикализма заключается в создании равных возможностей для молодежи, демонстрации им того, что ценности социальной справедливости и равенства реализуются в общественной жизни. Учитывая религиозную ситуацию в стране, как мы научим молодое поколение воспитываться на ценностях Вечной Страны, формировать собственное мировоззрение и выражать свое мнение в условиях миссионерства и чуждых течений, проповедующих плюрализм и различные религиозные убеждения, формировать скептическое и критическое отношение к деструктивным течениям, уважать общечеловеческие и национальные культурные ценности? Для решения этих задач актуально не только разработать максимально актуальную и эффективную концепцию специальности «Религиоведение» и «Исламоведение», но и найти пути создания новой образовательной программы, основанной на методических и творческих поисках, соответствующих требованиям современного меняющегося мира, и инновационных методик обучения.

Методика религиозного образования воспитывает в человеке духовность и культуру, учит всестороннему пониманию достижений религиозного образования, изучению и анализу религиозных учений, а также пониманию чужой культуры, уважению принципов религиозной толерантности и межконфессионального согласия. Основная цель подготовки и воспитания выпускников специальностей «Религиоведение» и «Исламоведение» для государственной службы — разъяснение направлений и особенностей государственной политики в сфере религии. Преподавание религиоведческих дисциплин в системе высшего образования способствует воспитанию в духе светских государственных принципов, профилактике религиозной неграмотности и религиозной нетерпимости.

В процессе глобализации каждая нация стремится сохранить свой облик, определяя свою национальную сущность и возвышая свои национальные символы, опираясь на свои обычаи и национальные опоры. Наши верующие молодые люди также должны уважать принципы светского государства, язык и традиции нации, историю, обычаи и чтить наследие предков. Формирование у государственных служащих в сфере религии понимания священных понятий, рожденных из светских и национальных ценностей в их мировоззрении и этических установках, заключается в воспитании активных религиозных специалистов, преданных национальным интересам и гражданскому долгу, обеспечивающих интенсивное инновационно-индустриальное обновление страны.

Служитель культа должен выделяться своим обликом и культурой, образцовым жизненным путем и интеллигентной позицией, быть на уровне ведения дискуссий по научным и религиозно-философским вопросам, глубоко понимать государственную политику в сфере религии, что положительно скажется на его авторитете среди общества и религиозной общины. Служители культа должны использовать свои знания, умения и компетенции в духовно-просветительской деятельности, формировании культуры религиозной толерантности и межнациональных отношений, а также в целях профилактики деструктивных учений различных террористических и экстремистских, вредоносных течений. Современная методика обучения должна раскрывать практическое значение специальности «Исламоведение», а также предоставлять интеллектуально поучительное, интересное для изучения, богатое духовное и светское образование для религиозного специалиста. Религиозные специалисты играют свою роль в процессе гуманизации общественной жизни и межличностных отношений. Религиозная культура и подлинная духовность — это важные гуманистические ценности. Современный служитель культа несет большую ответственность. Современный имам должен отличаться разумом, личной культурой, богатством духовного мира, творческим потенциалом, чувством ответственности.

Учитель религии должен корректно и основательно разъяснять основы религии в соответствии со светскими государственными ценностями. Религиозная деятельность имама должна полностью удовлетворять религиозные и духовные потребности верующих. Студентам специальности «Исламоведение» следует преподавать историю происхождения религии в человеческой цивилизации и систему религиозных учений и обрядов, функции религии как социального института, принципы толерантности, формирующие культуру межконфессиональных отношений в обществе, общечеловеческие ценности традиционных религий, государственную политику в сфере религии, отношения государства и религии, общества и религии, связь религии и традиций, религию и право, основы деятельности религиозных организаций в светском государстве, чтобы дать полное научное представление о сфере деятельности религии в светском государстве. Для совершенствования историографических и источниковедческих методических принципов исследования истории ислама в нашей стране в соответствии с современными требованиями, целесообразно создать единую систему источников исламоведческой и теологической литературы. В светской системе образования методологическим ядром обучения исламоведческому содержанию, особенностям исламской религии и религиозных учений являются научная направленность и принцип светскости. При изучении учений и истории религий необходимо придерживаться научности и объективности при изучении верований, обрядов, цивилизационных ценностей и духовного наследия конкретной религии. «Мы должны возродить добрые качества, унаследованные от предков, которые влились в нашу кровь и сегодня пульсируют в наших жилах, на пути возрождения» [2]. Включение в учебный процесс трудов выдающихся религиозных деятелей в истории страны открывает путь к детальному познанию корней национального духа, нашего национального духовного наследия.

Актуальна подготовка качественной религиоведческой и религиозной литературы в соответствии с культурой светского общества. При подготовке учебника «Общество и религия» для средних учебных заведений следует привлекать квалифицированных специалистов, глубоко знающих школьную педагогику и психологию. Актуально также совершенствование культуры написания сообщений в социальных сетях, публичных выступлений и выступлений в СМИ для государственных служащих в сфере религии. Проповеди в мечетях не должны записываться на видео и распространяться. В светском государстве проповедями должны заниматься образованные и компетентные служители культа, глубоко владеющие национальным ораторским искусством и духовностью, а также религиозными учениями.

Важно создание единой методической системы подготовки учебников и учебных пособий для религиозных учебных заведений и совершенствование методических подходов исламоведческого образования в соответствии с требованиями времени. Подготовка религиозных специалистов тесно связана с изучением и обсуждением философских и мировоззренческих проблем о человеке, обществе, мире. При рассмотрении этих вопросов исламоведение опирается на научное объяснение ценностей религиозных учений, наследие философии, истории, социологии и естественных наук, достижения науки и техники. При обучении основам исламоведения в светском обществе важно сравнительно разъяснять позиции различных течений в исламе и радикальной идеологии. Задача обучения религиоведению и исламоведению в светском государстве формирует у верующей молодежи в мировоззрении религиозность и светские культурные установки, гуманистические и духовно-нравственные основы. В содержании исламоведческого образования гармония религиозной и светской культуры, принцип религиозного и светского образования должны быть методической основой обучения. «Учитывая, что растет число нашей молодежи, стремящейся получить религиозное образование за рубежом, их следует отправлять в зарубежные религиозные учебные заведения только после формирования их мировоззрения и достижения достаточного уровня религиозного образования. Первичное религиозное образование должно даваться в нашей стране и на основе традиционных ценностей» [3]. Теологи и имамы, получившие религиозное образование в таких странах, как Турция, Египет, Саудовская Аравия, Ливия, Йемен, Пакистан, Индия, Малайзия, должны глубоко изучить позиции и принципы государства в сфере религии в светском государстве, методику проповеди в светском государстве, религию и право, этические установки интеллигенции, нормативно-правовые документы, регулирующие отношения государства и религии. Важно обучить наших граждан, окончивших религиозные учебные заведения разных стран с разным государственным устройством и идеологией, к деятельности в соответствии с реалиями общественной жизни в нашем светском государстве. Мы считаем, что студенты специальностей «Религиоведение» и «Исламоведение» должны отличаться такими качествами, как интеллигентность, богобоязненность, стремление к науке, патриотизм, национальная гордость, порядочность, скромность, толерантность, и полное понимание общечеловеческих и национальных ценностей будет способствовать их следованию религиозной и светской культуре на протяжении всей жизни.

Одним из эффективных методов религиозно-просветительской работы против деструктивных религиозных групп является определение внутренних и внешних факторов, влияющих на динамику и тенденции религиозной ситуации в регионах, что является одной из основных целей религиоведческих и исламоведческих исследований. В светском государстве специальность «Религиоведение» и «Исламоведение» способствует духовному возрождению общества, повышению религиозной грамотности, повышению авторитета служителей культа и профилактике деструктивных течений. Учебный процесс по специальностям «Исламоведение» и «Религиоведение» должен быть направлен на воспитание у будущих государственных служащих в сфере религии таких качеств, как благородный нрав, единство слова и дела, богобоязненность, здравомыслие, светскость и интеллигентность, привитие национальных традиций и духовности, уважение к национальным и общечеловеческим ценностям, культуре межнациональных и межконфессиональных отношений, культуре работы с первоисточниками, четкое понимание сути и цели государственной политики в сфере религии и освоение современных методов религиозной проповеди, а также формирование компетенции в борьбе с религиозным экстремизмом и фанатизмом. Очевидно, что образованные и компетентные выпускники повышают авторитет учебного заведения. Время требует подготовки государственных служащих в сфере религии, способных всесторонне понимать государственную политику в сфере религии в нашем светском государстве и применять свои знания и умения в соответствии с реалиями. Единство и целостность нашей нации — основа наших побед.

Багдат Бейсенов,

доцент КазНУ им. аль-Фараби, д. филос. н.

Previous Post

Заместитель министра обороны: Взрыв в Арыси будет тщательно расследован

Next Post

Бердибек Сапарбаев: «Оралманам должно быть предоставлено жилье»

Next Post

Бердибек Сапарбаев: «Оралманам должно быть предоставлено жилье»

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.